Артист балета, режиссер, продюсер привез в столицу Беларуси гала-концерт, посвященный отцу .

Народный артист России Андрис Лиепа в Минске стал частым гостем. В октябре он привозил к нам «Русские сезоны», а сегодня на сцене Дворца Республики — гала-концерт звезд балета, посвященный 75-летию Мариса Лиепы.

В день концерта Андрис Лиепа пришел в пресс-центр «Комсомолки», чтобы рассказать о своем отце, который до сих пор остается для него кумиром, идеалом, учителем и лучшим отцом на свете. Но сначала Андрис вспомнил свой первый приезд в Минск в 1986 году. Тогда Валентин Елизарьев поставил для него и Нины Ананиашвили номер, с которым артисты победили на международном конкурсе в США.

- После этого в моей карьере все пошло в гору, — признался Андрис Лиепа.

И рассказал, что главные торжества по поводу юбилея Мариса Лиепы пройдут на его родине, в Латвии, в июле.

- Возможно, мы успеем ко дню рождения отца поставить ему в Риге памятник. Рижская дума дала на это согласие, ведь не так много людей, которые прославили Латвию на весь мир.

После пресс-конференции Андрис ответил на вопросы читателей «Комсомолки». Наша читательница Алеся Автушко, вопрос которой артисту понравился больше всего, сегодня вечером приглашена на гала-концерт.

«Балет — это болезнь»

«Однажды Михаил Барышников сказал: «Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого». Где, на ваш взгляд, в балетном искусстве проходит тонкая грань между пределом возможностей танцора и его амбициями, между вашим представлением будущего спектакля (как режиссера-постановщика) и ожиданиями зрителей, а также между различными временными эпохами, которые отражаются в отреставрированных вами постановках в рамках брэнда «Русские сезоны»?» Серафима Березун. 

- Это очень большой вопрос. То, что касалось Барышникова, он абсолютно прав. Я же у него работал два года. Он действительно ни с кем никогда не соревновался, потому что объективно не с кем было. Танцует до сих пор, это уникальное явление, второго такого человека нет и, наверное, не будет. Ему ведь уже за 60. Он в блистательной форме. Для любого хореографа поставить что-то на Барышникова — огромное счастье.

А то, что касается моих постановок, конечно, предсказать ничего нельзя. Но успех, который мы сейчас имели в Лондоне, в театре «Колизеум», с семью балетами из «Русских сезонов», просто феноменален. Я танцевал на этой сцене с Большим театром, с Мариинским. Принимали нас не хуже. В этом театре танцевал сам Дягилев в 1925 году.

«Если бы вы были Богом, какой черты характера не было бы у ваших Адама и Евы?». Юлия Ванина.

- Никогда бы не посягнул даже подумать на эту тему. Я думаю, Господь настолько многолик, что все, что он придумал, все, что существует, должно быть. И у каждого человека внутри есть много хорошего и много плохого. Я это представляю как два сосуда, которые соединены. И куда человек направляет, тем и заполняется общая масса. Как только начинает крениться в сторону негатива, все становится черным и некрасивым. А когда человек начинает выправляться, все становится светлым и хорошим. И это есть в каждом, но кто-то умеет бороться, а кто-то нет. У Адама и Евы было все, райская жизнь. Они от нее ушли, и теперь мы обречены на страшную внутреннюю борьбу за свою душу. И каждый борется по-своему.

«Андрис, какими наградами и почетными званиями вы обладаете? Знаю, что вас наградили Орденом трех звезд и вы имеете звание народного артиста России. Какая из наград или какое из званий для вас наиболее ценно? Что больше душу греет?» Екатерина.

- Заслуженным артистом России я стал после победы на международном конкурсе в Джексоне. Я тогда работал в Большом театре. А потом я уехал и много работал за границей. А года полтора назад мне позвонил министр культуры господин Авдеев: «Вам присвоено звание народного артиста России». Но я уже не танцую, и это для меня не очень понятный жест. Получал звание в Екатерининском зале Кремля, сидел рядышком с Михал Михалычем Жванецким. А потом я с Илзе поехал к своему духовнику отцу Власию, рассказал ему о присвоении звания. Вдруг он прослезился, я даже растерялся. А он говорит: «А папа так радуется…» В такой момент понимаешь, что есть вещи, которые важнее званий.

Когда я получал Орден трех звезд — самую высшую награду Латвии в области культуры, на родине отца, я понял, что это не моя звезда, а наша общая — отца, моя и Илзе.

«Скажите, пожалуйста, артист балета — это профессия или образ жизни?» Андрей.

- Это болезнь. У всех переломанные руки-ноги, спины. Если с утра у тебя ничего не болит — значит, ты умер. Любить это невозможно, но и не любить это тоже невозможно. Каждый день пыль, пот, страдания, разочарования, победы. Тяжелейшая профессия, с которой можно сравнить только труд циркачей

«Почему вы решили сниматься в кино? Что вам нравится больше — сцена или кино?» Наталья.

- Я в кино снялся один раз и у плохого режиссера, к сожалению. Я понял, что кино — это искусство режиссера. Поэтому стал ставить сам. И делаю это с огромным удовольствием.

«Однажды услышала фразу: «Балет — искусство, очень ярко отображающее сложность отношений между мужчиной и женщиной, как далеко бы ни забрасывал мужчина свою партнершу, она все равно возвращается». И мой вопрос: балет для вас — это больше искусство или личная жизнь?» Алеся Автушко. 

- Женат на балерине, мама актриса, сестра балерина. Поэтому личная жизнь все равно связана с балетом. Но она не выносится на сцену. То, что показано в картине «Черный лебедь», за 49 лет своей жизни ничего подобного в театре, в том числе американском, европейском я не видел. Это нонсенс.

«Как вы оцениваете состояние современного белорусского балета? Есть ли артисты, которых вы могли бы отметить?» Людмила. 

- К сожалению, не видел никаких современных белорусских балетов. Но на ноябрь у меня запланирована постановка в Минске двух балетов из «Русских сезонов» — «Шехерезада» и «Тамар». Я ставил много в разных странах, и везде есть талантливые люди. Уверен, в Беларуси их не меньше. Начнем работать — познакомимся. Каждый артист — как цветочек. Если его поливать — он распускается. Не будешь поливать — он завянет. Нужно уметь выявлять таланты и работать с ними.

Надежда БЕЛОХВОСТИК

Комсомольская правда в Белоруссии

Метки: