Вчера в фойе Эрмитажного театра состоялось открытие выставки «Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце» посвященной 100-летию со дня его проведения.

Этот бал остался в памяти на век. Это был не простой маскарад – он соответствовал веяниям времени. Тогда все члены царской семьи переоделись в русские костюмы допетровской эпохи, а точнее – времен Алексея Михайловича. И, судя по некоторым свидетельствам, присутствовали в них не только на балу, а ходили в этих одеждах целых полгода. Такова была инициатива Николая II, продолжившего реформы отца. Ведь при Александре III русскую армию переодели в кафтаны с кушаками, барашковые шапки, избавив от традиционного общеевропейского обмундирования. А последний Романов уже сомневался в лояльности Германии: убирались все возможные совпадения – русофильство стало популярным даже в Зимнем дворце. Бал стал знаковым событием. Его и решили отметить петербургские историки и искусствоведы.

На выставке представлены 12 сохранившихся костюмов и 34 фотографии из альбома, изданного в том же 1903 году, — как воспоминание о необыкновенном событии. Инициатива организации подобной экспозиции принадлежит Андрису Лиепе, директору Фонда имени Мариса Лиепы. Дирекция Эрмитажа откликнулась на это предложение, а Комитет – 300 поддержал начинание. Интересно, что у всех, кто принимал участие в подготовке открывшейся вчера выставки, были разные задачи.
Исторические изыски

Сотрудники Эрмитажа, а конкретно – хранитель этих костюмов Елена Моисеенко, стремились рассказать зрителю историю. Ведь именно костюмы помогли историкам узнать о бале намного больше, чем смогли бы рассказать черно-белые фотографии, представленные в раритетном альбоме. Стало ясно, что Двор подошел к вопросу их создания очень серьезно. Мастера Мариинского и Александринского театров по заказу царской семьи создавали не подобие, а точные копии тех одежд, которые носили подданные Алексея Михайловича. Правда, вместо крестьянского холста использовались креп, бархат, атлас, вместо нитяного шитья – золотое. Но это исключение допускалось только в отношении одежды бедноты. Наряды бояр, стрельничих, великих князей совпадали в своем убранстве. Тоже небесполезная информация для изучающих ХVII век. Через распределение ролей между великими князьями и княгинями биографы смогли прояснить взаимоотношения и иерархию в царских фамилиях и лицах. И многое, многое другое удалось узнать дотошным специалистам Эрмитажа.
Мечты танцовщика

Андриса Лиепу больше впечатлил концертный вечер, который проходил за два дня до бала 1903 года. Тогда подающий надежды бас Федор Шаляпин и оперная певица Нина Фигнер исполняли арии из «Бориса Годунова» Мусоргского, Анна Павлова танцевала партии из «Баядерки» Минкуса и «Лебединого озера» Петра Чайковского в постановке Мариуса Петипа. Он рассказал о вчерашнем концерте, где арии из «Бориса Годунова» пел подающий надежды бас из Большого театра Михаил Казаков, а партии из той же, но совсем другой «Баядерки» танцевала Анастасия Волочкова. Андрис Марисович также почувствовал себя и в роли продюсера. Он взахлеб рассказывал о костюмированном новогоднем представлении, которое прошло в Гостином дворе столицы. 750 замечательных людей облачились в костюмы, привезенные из фондов Большого театра и Мосфильма. Они выступали, говорили речи, поздравляли северную столицу с юбилейным годом среди петербургских разводных мостов и архитектурных ансамблей, созданных лучшими художниками-декораторами столичных театральных мастерских. Тогда, говорил Лиепа, Москва сделала Петербургу свой первый подарок. И теперь он мечтает весной перевезти весь реквизит к нам и устроить такой бал-карнавал, который и не снился скучающему обывателю.
Им и тебе

Заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов отметил очередной успех искусствоведов и менеджеров Эрмитажа, оценил их вклад в наглядное изучение истории Петербурга. Председатель Комитета – 300 Наталья Батожок поставила себе очередной плюс в работе по подготовке к празднованию юбилея Санкт-Петербурга. Как мы и говорили, каждого был свой интерес. Но что же получишь ты, читатель?

Ты сможешь посмотреть интересную выставку из 12 костюмов и 34 фотографий. Огорчает, что выставочному отделу Эрмитажа не удалось экспозицией представить всю значимость «Костюмированного бала 1903 года». Не очень понятно, как эти экспонаты связаны с реформами Александра III, внешнеполитической обстановкой в России Николая II, с русофильскими идеями общества. А ведь все это можно было бы также наглядно представить фотографиями, теми же костюмами и даже произведениями различных искусств. Например, показать российского солдата в кафтане и шароварах, представить портреты идеологов – русофилов тех времен, вывесить работы передвижников…

Концерт, о котором с упоением рассказывал Андрис Лиепа, ты увидеть не сможешь: поскольку мест в Эрмитажном театре очень мало, то достались они VIPам, впрочем, как это было и сто лет назад. Тебе, читатель (и нам, писакам), остается лишь мечтать о том, что весенний костюмированный бал в честь 300-летия твоего города все-таки состоится, и ты сможешь побывать на нем, и кто-то в 2103 году сделает выставку и расскажет, как это было здорово.

Михаил Телехов
«Вечерний Петербург»