Организовал его благотворительный фонд имени великого танцовщика, который возглавляют его дети – Андрис и Илзе.
Имя Лиепы – легендарное, это один из апостолов золотого века Большого театра. Его звезда сияла холодным светом аристократического лоска, а партии всегда отличались скрупулезной проработкой и рафинированностью. Знаковая роль Лиепы – Красс в «Спартаке» Арама Хачатуряна – словно айсберг: в поступи римского диктатора прочитывался жестокий молох истории, кровавый ритм эпохи, титаническая жажда власти и упоение ею.
В документальной киноленте о Марисе Лиепе мы увидели такие редкие кадры, как фрагмент из «Спартака», где его партнершей была Майя Плисецкая. Уверяю балетоманов: никто этого прежде никогда не видел!
Концерт собрал сливки российских столиц. Мужская четверка звезд Большого – Сергей Филин, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе и Геннадий Янин. Ветераны Мариинского театра – Ирма Ниорадзе, Софья Гумерова и Фарух Рузиматов. Множество талантливой молодежи. Украшением гала-концерта явился итальянский красавец, мировая звезда Роберто Болле, желанный партнер Сильви Гиллем, Алессандры Ферри и Светланы Захаровой. А аргентинец Педро Бенавенте исполнил с Илзе Лиепой танго.
Владимир Деревянко, которого мы не видели с незапамятных времен,– а ведь он был премьером Большого, – невзирая на уже постзвездный возраст, поразил блестящей формой и гуттаперчевой пластичностью.
Светлана Захарова исполнила современный номер «Откровение» с таким вдохновением, которое редко ее посещает при исполнении номеров классических. После этой миниатюры впервые заговорили о яркой индивидуальности балерины. Рамон Тьелен в стрингах изображал экзотического «Лебедя» Нахата на музыку Орфа. Мужчины клинками закалывали лебедя, а тот по-змеиному извивался всем телом. Неумирающий лебедь был стойким: выгибался дугой в руках мучителей и бился в агонии на фоне багровеющих языков пламени.
Но самым красивым номером стала «Маленькая смерть» Моцарта-Килиана в исполнении Роберто Болле и Греты Хоткинсон. Это был изысканный дуэт: чувственное томление с тактильными поддержками за бедра танцовщицы.
А самым ударным – выступление Илзе Лиепы и Николая Цискаридзе в любовной дуэли из балета Ролана Пети «Пиковая дама». Партия старой графини стала для Илзе такой же визитной карточкой в балетном мире, как для ее отца партия Красса.
Александр Фирер
«Вечерняя Москва»