Балет

Музыка – Александр Скрябин
Хореография – Уэйн Иглинг (Wayne Eagling, English National Ballet)
Костюмы и декорации – Леон Бакст
Восстановление костюмов и декораций - Анна Нежная
Синий Бог – народный артист России Николай Цискаридзе
Богиня – народная артистка России Илзе Лиепа
Девушка – заслуженная артистка России Наталья Балахничева
Юноша – Юрий Белоусов
и балетная труппа театра «Кремлевский балет»

Премьера восстановленного спектакля состоялась 25 октября 2005 года на сцене
Государственного Кремлевского Дворца.


bakst2jpg
bakst3
bakst1
Л.Бакст Эскизы костюмов к балету "Синий бог"

Андрис Лиепа «Синий Бог» - Второе рождение.

Идея создать балет с декорациями и костюмами Бакста родилась в 1992 году. Очень не многое, что осталось от той постановки возбуждало в моем воображении картины древнего индийского храма на берегу озера в зарослях лотоса. Но в голове был какой-то сумбур. Длинные процессии жрецов в белых одеждах, змеи, фантастически красивый костюм Вацлава Нижинского, фотография Тамары Карсавиной и множество противоречивых воспоминаний современников Сергея Дягилева. Постановку и хореографию осуществлял Михаил Фокин. Все элементы выстраивались постепенно в ряд. Но был один, но существенный пробел. Это музыка. В одной гастрольной поездке в Париж, мне удалось с огромным трудом заполучить клавир оригинальной музыки Рейнальдо Хана. Началась кропотливая работа по поиску недостающих эскизов костюмов, материалов и чтение статей о постановке. Не всем рецензиям можно верить на слово, и, наверное, верно выражение – лучше один раз самому увидеть, чем сто раз услышать. Музыку играла в фортепьянном изложении Людмила Свешникова, пианистка из Мариинского театра. Мне удалось сделать составы: Синий Бог – Фарух Рузиматов, Девушка – Диана Вишнева, Юноша – Андриан Фадеев, Дирижер – Александр Титов. Но той постановке не суждено было состояться.

И вот 2005 год… Москва… Кремль… Сердце России. Все готово к осуществлению мечты, но сомнения вызывает музыка. В Дрездене на постановке «Жар-птицы» и «Петрушки» я вновь встречаюсь с А.Титовым, и он предлагает поменять музыку. Мы перебрали всех композиторов, и мое внимание остановилось на фразе «… а возьмите Скрябина». Это как молния пробежало по сознанию. Я возвращаюсь в Москву, нахожу книги об Александре Николаевиче, покупаю диски с его музыкой, и из этого выкристаллизовывается музыкальная канва. Первая часть «Божественной поэмы» и «Поэма экстаза» целиком. Скрябин, по воспоминаниям современников, мечтал об исполнении этих произведений в Индии в несуществующем храме в горах. Так что произведение свело воедино гениальную музыку Скрябина и наше восстановление спектакля. Он мечтал о хореографическом решении, об уникалькальных световых эффектах при исполнении своей музыки.

Я думаю, нам это удастся сделать. Наверное, не случайно, что либретто Жанна Кокто, в моей интерпретации, прекрасно ложиться на музыку Скрябина.

Дело осталось за малым. Найти исполнителя, который мог бы исполнить партию Нижинского. Сейчас балет ставится на Николая Цискаридзе (Синий Бог), Илзе Лиепа (Богиня) и артистов театра «Кремлевский балет».

Декорации и костюмы Бакста восстанавливает Анна Нежная. Я видел декорации в мастерских театра Российской Армии – это потрясающе красиво. И вспомнил, как 14 лет назад впервые увидел на том же полу декорации «Жар-птицы» Головина. Но так бывает. Дежа Вю в моей жизни не редкость.

Сцену Кремлевского Дворца я полюбил с детства. На ней прошли почти все детские школьные премьеры, и мои премьеры Большого. И вот я опять на той же сцене, как два года назад, когда Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы привозил на гастроли Римский балет с хореографией М.Фокина. К сожалению, именно от хореографии «Синего Бога» не осталось ничего, кроме фотографий. Мне пришлось принять на себя смелость о приглашении Уэйна Иглинга на постановку «Синего Бога», и я ни на минуту не сомневался в его тонкости и таланте. Мы думаем одинаково и очень похожи наши взгляды на то, как можно дать спектаклю второе рождение. Такие примеры редки, но они бывают.
Эта постановка посвящается всем создателям спектакля 1912 года в Париже, но это то, что мы видим сегодня на тему того балета.



bbbl bbbr
yuriy chernov2.jpg
yuriy chernov3.jpg
yuriy chernov4.jpg
yuriy chernov5.jpg
yuriy chernov6.jpg
3.jpg
7095 The Blue God Tsiskaridze photo by M.Logvinov 21.12.07.jpg
7146 The Blue God Tsiskaridze photo by M.Logvinov 21.12.07.jpg
7168 The Blue God Tsiskaridze Liepa photo by M.Logvinov 21.12.07.jpg
7171 The Blue God Tsiskaridze photo by M.Logvinov 21.12.07.jpg