Со 2 по 5 апреля в Петербурге пройдёт балетный фестиваль «Русские сезоны XXI века» в честь Мариса Лиепы. Его организатор — сын знаменитого танцовщика Андрис Лиепа.

Вслед за отцом

- С Петербургом нашу семью связывает многое, — рассказал Андрис.- Отец бывал здесь на гастролях, снимался в кино — в знаменитом фильме-балете «Галатея» исполнил партию Хиггинса. А в сериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: ХХ век начинается» сыграл драматическую роль полковника Уолтера. Отец танцевал в труппе Бориса Эйфмана. Монтаж рекламы на уличных указателях вдоль дорог У отца здесь было много друзей. Ну а я нашёл в этом городе свою супругу. Познакомился с Катей, когда пригласили в Мариинский театр. Она тогда только что закончила Вагановское училище и тоже танцевала в театре. Венчались мы в Никольском соборе. Все семь лет моей работы в Мариинке — самые счастливые, они пролетели, как одно мгновение. Я много танцевал, много ставил, даже оперы. Именно тогда восстановил балеты знаменитых «Русских сезонов» Дягилева — «Петрушку», «Жар-птицу», «Шахерезаду». Они до сих пор в репертуаре. Интересом к «Русским сезонам» меня увлёк отец. Он — первым, ещё в советское время — восстановил «Видение розы» в хореографии Фокина. Это было непросто, ведь после революции все эти спектакли ушли на Запад, уехали и их создатели. Осталась небольшая часть артистов, которые даже не могли рассказывать, что они работали с Дягилевым и Фокиным. Только в 1992 году благодаря Театральной библиотеке я смог увидеть архивы, которые Михаил Фокин, умерший в Америке, завещал прислать в Петербург. Я был первым, для кого их открыли.

Вернули Рериха

Петербург — колыбель «Русских сезонов», именно отсюда началось в ХХ веке триумфальное шествие русского балета по миру. Все спектакли создавались здесь, а потом Дягилев вывозил их в Париж. Поэтому ваш город должен видеть балеты, которые мы восстанавливаем, возим во Францию. Так, впервые восстановили «Половецкие пляски» с декорациями и костюмами Николая Рериха. В своё время они поразили парижан, а сейчас хранятся в музее в Лондоне. То же самое — с «Шопенианой». Петербуржцы впервые увидят этот балет в декорациях Александра Бенуа. Это будет 2 апреля на сцене БКЗ, а в Михайловском театре с 3 по 5 апреля — спектакль «Павильон Армиды» также в декорациях Бенуа на музыку Николая Черепнина. Когда мы позвонили внуку композитора в Америку, он сказал, что к нему впервые за 25 лет обратились с просьбой предоставить музыкальный материал.   Чтобы воссоздавать балеты, приходится ездить по всему миру. В Нью-Йорке в Метрополитен-музее сохранилось 10 минут танцев из «Золотого петушка», поставленных Фокиным. Причём на цветной плёнке. У самого хореографа тоже была камера, и в «Фонде Михаила Фокина» в Америке есть 36 часов документальных съёмок. К примеру, как он с сыном Виталием танцует на крыше небоскрёба Арлекина из «Карнавала». Я это видел, так что перед глазами — живые образы от самого мастера. Это помогает вернуть спектаклям энергетику. Трудно поверить, что «Жар-птице» или «Шехерезаде» сто лет. Никто не скажет, что спектакли — несовременные. Насколько Дягилев был провидцем! А то, что создаётся сейчас, не выдерживает и трёх лет. Поставили, сезон прошёл — сняли. Я же привык работать с тем отношением к искусству, которое передал отец: эксклюзивно, темпераментно, от души. Он ушёл из жизни в 52 года. Раньше мне казалось, что это серьёзный возраст, но сейчас, когда сам перешагнул 50-летний рубеж, понял, что это не так. Марису Лиепе в этом году исполнилось бы 75 лет, поэтому мы посвящаем фестиваль его памяти. Я убедился, что отец оставил неизгладимый след в сердцах зрителей. И память о нём не исчезла.

Елена ПЕТРОВА

Аргументы и факты — Петербург