«РУССКИЕ СЕЗОНЫ XXI» Римский балет в Кремле

Почти 100 лет прошло с тех пор, как знаменитый импресарио Сергей Дягилев осуществил беспрецедентный культурный проект – «Русские сезоны в Париже». Благодаря то ли гениальному чутью Дягилева, то ли специфической ситуации в России на тот момент (в первое десятилетие ХХ-го века расцвели с небывалой пышностью все виды искусства!) творческая группа, участвующая в самых первых балетах дягилевского проекта, состояла только из звёзд, ставших впоследствии всемирно известными. Это композитор Игорь Стравинский, балетмейстер Михаил Фокин, художники Лев Бакст и Александр Бенуа, прославленные танцовщики Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Ида Рубинштейн.
Сегодня мы привыкли к тому, что дягилевские сезоны были сенсационны и сверхуспешны, но надо помнить, что тогда это происходило впервые, не все получалось, Сергей Дягилев подчас с большим трудом находил деньги. Как он умел рисковать! Ведь именно для балета «Жар-птица» Стравинский написал впервые музыку, танцовщик Фокин делал первые шаги в качестве постановщика, Нижинский был недавним дебютантом и мало кому нравился, а Ида Рубинштейн в свои 20 лет только училась танцевать.
«Ballets Russes» прогремели на весь мир: «Жар-птица» (1910), «Шехерезада» (1910), «Петрушка» (1911), на протяжении всего XX-ого века были любимы и ставились вновь и вновь прославленными театрами. Они украшали репертуар многих балетных трупп и восхищали ценителей везде… кроме России.
Для того чтобы российский зритель увидел эти шедевры, нужна была чья-то осмысленная добрая воля, огромная позитивная энергия. Это удалось Фонду им. Мариса Лиепы и, прежде всего, главе фонда Андрису Лиепе. Благодаря давней дружбе и сотрудничеству Андриса и его супруги Екатерины с выдающейся итальянской балериной Карлой Фраччи (Carla Fracci) и усилиям десятков увлечённых профессионалов, лучшие балеты из короны «Русских сезонов» — «Шехерезада», «Петрушка», «Жар-Птица» — осенью 2003 года были поставлены на сцене TEATRO dell’OPERA в Риме. Хореографию спектаклей восстановили Андрис Лиепа и внучка Михаила Фокина – Изабель.
Спектакли были привезены в Москву в апреле 2004 года прошли на сцене Кремлёвского Дворца съездов. Конечно, огромное спасибо от москвичей TEATRO dell’OPERA di Roma, — но спектакли, по сути, интернациональны. Это отметил на пресс-конференции и сам «гражданин мира» Андрис Лиепа, сказав, что «смешанный» состав всего творческого коллектива и группы исполнителей в частности – это важно и очень хорошо.
В «Петрушке» блестяще выступили итальянские танцовщики. Особенно поразили пластика и психологизм Рикардо ди Космо (Ricardo di Cosmo) в роли Петрушки: получилась настоящая символическая новелла о «маленьком» человеке с оголенными нервами, о человеке не похожем на других, и потому – страдающем.
В «Жар-птице» испанец Игорь Иебра явился трогательным Иван-царевичем. Вместе с Екатериной Лиепа, которая в один из дней танцевала роль Царевны Ненаглядной Красы, они составили очень красивую сценическую пару. В роли Жар-птицы выступила Ирма Ниорадзе (Заслуженная артистка России, лауреат премии «Позитано 2003 За искусство танца», Италия), манеру исполнения балерины хочется назвать трепетной.
В «Шехерезаде» танец Илзе Лиепа и Марио Мароцци (Mario Marozzi) источал эротизм и особую, утонченную силу. Балет, который в 1910 году свёл с ума Европу и ввёл моду на всё «восточное», сохранил свою притягательность по сей день.
На мой взгляд, единственным недостатком спектаклей стало как раз доскональное следование постановкам Фокина; если в случае с «Шехерезадой» и «Петрушкой», которые на момент рождения были авангардны, это оправдано, то «Жар-птица» — нарочитый стиль «а-ля рюс» (a la russe) — временами смотрится как хорошее новогоднее представление для детей, слишком карамельно.
Безусловно, состоялся яркий праздник искусства. Магия дягилевских балетов, наверное, в том, что спектакли решены комплексно. Рисунок танца, его исполнение, костюмы, декорации, музыка – любой компонент продуман и отработан блестяще. И в постановке TEATRO dell’OPERA di Roma каждый бриллиант этой короны блистает также ярко.

Одно из трёх представлений в Кремлёвском Дворце съездов было благотворительным: Teatro dell’Opera di Roma совместно с Фондом имени Мариса Лиепы организовали праздник для тех, кто, скорее всего не смог бы прийти на платный спектакль. В Кремлёвский дворец съездов пригласили пенсионеров, Героев Советского Союза, детей из детских домов и школьников. Таким образом, гастроли Римского балета стали настоящим торжеством безграничного Добра.

Европейские и русские артисты подарили нам свое искусство, что стало возможным только благодаря тем особым качествам профессионалов балета, о которых 100 лет назад писал художник Александр Бенуа.

Елена Мунтян
Журнал «Россия»