Балеты Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица» появились на сцене Детского музыкального театра имени Сац

Спектакль объединил два прославленных балета в постановке Михаила Фокина под названием «Русские сказки в балете». Постановщиком выступил признанный мастер реконструкции балетов легендарных «Русских сезонов» Андрис Лиепа.

Балеты «Русских сезонов» «Петрушка» и «Шехерезада» уже поставлены Андрисом Лиепой в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Недавно они прошли в Вашингтоне с огромным успехом. Но именно постановку в Детском музыкальном театре Андрис назвал осуществлением своей давней мечты:

«С 1993 года, когда была первая постановка, я пришел сюда, посмотрел все возможности театра, понял, что это должно подойти детям. По тематике это один из уникальных театров мира, единственный серьезный музыкальный театр для детей, и мне захотелось что-то сделать здесь.

Хореография Фокина, которой более ста лет, которая пережила все лихолетия ХХ века, также триумфально продолжает шествовать по XXI веку. У нас есть идея в ближайшее время продолжить нашу совместную работу. «Сказки в балете»- это русские сказки, а можно сделать целый такой проект. И у меня мечта поставить «Золотого петушка».

Спектакль «Русские сказки в балете» не только Андрису помог осуществить свою мечту. Поработать с блистательным артистом мечтала и труппа театра. Ведь он не просто помогает постигать артистам театра довольно сложную хореографию Фокина, он работает с ними над мимикой, погружает в секреты образа, передавая и свой собственный опыт.

Андрис сам танцевал когда-то партию Петрушки. По словам исполнительницы роли «Жар птицы» балерины Елены Музыки, «Андрис — душа спектакля»:

«То, что мы встретились с Андрисом, — это Бог нам послал. Работать с этим человеком — огромное удовольствием. Человек-душа, который умеет, когда все уже изнемогают от усталости, поддержать добрым словом и заставить еще работать. Музыка тяжелая, не слышали акцентов, переходов. Но чем больше ее слушаешь, тем больше влюбляешься. И сейчас мы танцуем с удовольствием».

Прославленные балеты «Русских сезонов» Андрис Лиепа восстанавливает не один. В его команде работают два замечательных художника, владеющих мастерством искусства авторской реконструкции. Анатолий и Анна Нежные не только создали костюмы и декорации к спектаклям «Петрушка» и «Жар-птица», но и украсили фойе театра своими работами по эскизам выдающихся художников, таких как Бенуа и Головин.

По словам Анатолия Нежного, работа была довольно трудной, поскольку от балетов столетней давности осталось не так много материала:

«Дягилев не фиксировал на пленку свои балеты. И до нас дошло очень мало материала. Например, не существует финала «Жар-птицы» версии Головина. Он два раза заказывал оформление этого балета — в 1911году Головину, а потом, в 1924 — Гончаровой. Он всегда искал что-то новое, хотел открыть новые горизонты и искал авангардное во всем.

И мы взяли в основу сразу двух этих художников, казалось бы, несоединимых — Головина, изысканно кружевного, эскизы которого, как сама музыка Стравинского. И Наталью Гончарову в качестве художника, который нам помог решить финал».

Удачно авторы постановки выбрали и время премьеры. На улицах Москвы в разгаре масленичные гулянья. А в спектакле «Петрушка» действие происходит тоже на масленицу. Пестрая праздничная толпа из шарманщиков, цыган, ряженых, городовых и оживших кукол, одетая художниками в яркие исторические наряды — настоящая энциклопедия русского народного костюма XIX века.

Соавтор Анатолия Нежного, его супруга Анна, одновременно со спектаклем трудилась над созданием и другой Жар-птицы — главной героини масленичной московской недели. Но в отличие от этой недолговечной Жар-птицы, поскольку ее сожгут в воскресенье на Красной площади, театральная Жар-птица ждет своих маленьких зрителей всегда.

Елена Ларина

Голос России

 

Метки: