О балете или хорошо, или никак. Потому что балет – фетиш изысканной культуры…

Премьерами восстановленных балетов Михаила Фокина «Жар–птица» и «Шахерезада» в Минске завершился культурный проект фонда имени Мариса Лиепы «Минск встречает «Русские сезоны XXI века». Помимо спектаклей, он включал в себя выставки, модный показ, премьеру фильма «Возвращение Жар–птицы». Художественный руководитель фестиваля, народный артист России Андрис Лиепа показал, что он человек разносторонних вкусов. С Минска же его проект начал и свое международное турне, которое продолжится во Франции, Украине, Латвии.

…Это уже тенденция: культурные трендсеттеры с мировым именем приезжают в Минск для воплощения своих проектов. Никто не говорит, что это плохо. Разве могут принести вред Юрий Башмет или Андрис Лиепа? В декабре начинается новое детище — фестиваль Владимира Спивакова. Огорчает только, что порой эти проекты и их звездные кураторы забывают о наших участниках, совершенно не привлекая их в свои программы. По сути, наши музыканты и танцовщики у себя же дома оказываются на позициях незваного гостя или бедного родственника из провинции. Каждый год нам обещают культурный паритет, но в дымке дня грядущего все обещания каждый раз забываются. Снова разводят руками, снова уверяют: «Вот уже на следующий год без вас не обойдется». Так что наладят ли плодотворный контакт с нашим Большим театром «Русские сезоны…», покажет только время.

Вообще, идея возобновить «Русские сезоны» у Андриса Лиепы возникла в 1992 году в память об отце — знаменитом Марисе Лиепе. Любителям и историкам балета хорошо известно, что «Русские сезоны», основанные знаменитым русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым в начале XX века, наделали в Европе много шума. Из–за чего разгорелся весь сыр–бор, и решил показать Андрис Лиепа, уже восстановивший 10 балетов. В постановках проекта участвует сборная труппа: артисты Большого и Мариинского театров, «Кремлевского балета». Так, в «Жар–птице» в Минске главную партию исполнила звезда Мариинского театра — Ирма Ниорадзе, в «Шахерезаде» образ чарующей восточной красавицы воплотила Илзе Лиепа.

Все солисты были на своем месте. Декорации словно бы переносили в атмосферу Парижа 10–х гг. прошлого века. Но чего–то не хватило. Балетная реставрация — занятие сложное. Не лучше ли было это наследие оставить там, где ему самое место? Разве можно станцевать лучше, чем 100 лет назад?

Однако Андрис Лиепа, покинувший сцену как солист после перелома ноги, уверен, что у «Русских сезонов» большое будущее.

«Воссоздать как можно больше спектаклей из «Русских сезонов» — моя основная задача, — не скрывает своих планов знаменитый танцовщик. — Можно сказать, миссия. Моя страсть к балету Серебряного века — от папы. Он любил эту эпоху. Интерес к «Русским сезонам» Дягилева перешел к нам с Илзе по наследству и по зову сердца».

«Русские сезоны» Андриса Лиепы — сувенирная открытка в стиле а ля рюс. Забава для тоскующей по имперскому размаху элиты, подарочный набор для иностранцев. Руководитель «Кремлевского балета» Андрей Петров отметил, что, отдавая дань хореографии Фокина, проект имеет большой успех на Западе.

Во время показа в Минске Андрис Лиепа был озабочен внешней упаковкой действа не меньше, чем происходящим на сцене. Он, как кондитер, следил за тем, чтобы все «розочки» на этом торте были на месте.

— Бутафоры уже могут раскладывать яблоки! — кажется, все службы были у звезды балета под контролем.

— Подождите! Здесь зацепился занавес! — летящей походкой Лиепа вспорхнул на сцену.

Кажется, то, что занавес зацепился, заметил только он. Вот что значит наметанный и профессиональный глаз. «В театре все бывает», — улыбнулся он находящейся во время прогона в зале публике. Кстати, ее большинство составляли учащиеся Белорусского государственного хореографического колледжа, за что отдельное спасибо.

— Возможно, кто–то из солистов будет танцевать не в полную силу, вы должны понять, они экономят силы перед вечерним выступлением, но какое–то впечатление о проекте вы все равно получите, — как опытный наставник настраивал будущих звезд балета Лиепа.

Перед «Шахерезадой» художественного руководителя занимали не только вопросы сценографии. До последнего он репетировал с сестрой, это и понятно: в спектакле был задействован новый солист. За репетицией их и застал директор Большого театра Владимир Гридюшко, пришедший поприветствовать гостей. «Спасибо, все замечательно!» — троекратный дружеский поцелуй в щеку — лучшая гарантия того, что роман «Русских сезонов» и нашего театра сложится.

В следующем году г–н Лиепа уже пообещал привезти из своей коллекции новые жемчужины, восстановленные в соответствии с исторической и хореографической правдой: «Синий Бог» с Николаем Цискаридзе и «Тамар» с уже знакомой Ирмой Ниорадзе… Но нужно ли нам превращать Большой театр в антикварную лавку?

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

«СБ-Беларусь Сегодня»