27 июля, в день рождения выдающегося артиста балета Мариса Лиепы, на сцене Латвийской Национальной оперы состоится концерт, посвященный его памяти. Режиссер концерта, сын танцовщика Андрис Лиепа вместе с сестрой, балериной Илзе Лиепой накануне побывал в Риге и дал интервью «Часу».

Вечер встречи с Марисом Лиепой

- Андрис, в этом году вы привозите в Ригу не «Русские сезоны. XXI век», а новый проект…

- На самом деле хорошо забытый старый. Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы устраивал здесь такие гала-концерты пять лет подряд. Потом два года с большим успехом шли «Русские сезоны. XXI век». Но, учитывая сложную финансовую ситуацию, мы решили не рисковать. Привезти и разместить 85 артистов и два трейлера с декорациями очень накладно. Поэтому мы возвращаемся к традиции и отмечаем день рождения отца в его родном городе. 27 июля он всегда проводил в Риге, приезжал к маме — Лилии Кришьяновне Лиепе. Я думаю, не случайно именно этот день, очень важный для нас с Илзе, оказался в театре оперы и балета свободным.

Делаем необычную программу: современные номера и классические. Вначале покажем 10-минутный фильм об отце с документальными фрагментами его выступлений из балетов «Дон Кихот», «Видение розы», «Корсар», «Спартак». И, мне кажется, зритель будет очень рад и счастлив еще раз встретиться в этот день с Марисом Лиепой, только в другой ипостаси. А затем на сцену выйдут молодые артисты, которые будут танцевать в его честь то, что ранее исполнял он.

Мы привозим шесть пар очень талантливых артистов: это восходящие звезды Мариинского театра — Алина Сомова, Володя Шкляров, Евгения Образцова, Андрей Баталов — мой ученик, Игорь Колб, звезда Большого театра Михаил Лобухин, который готовится исполнить заглавную роль в «Спартаке», Кристина Кретова, Миша Мартынюк, Саша Тимофеева из Кремлевского балета, артисты из Театра им. Станиславского, в котором отец начинал свою творческую деятельность. Люда Коновалова и Элиса Каниськина работают в Берлинской Национальной опере у Володи Малахова.

Будет танцевать и Илзе Лиепа. Она исполнит два номера: из «Болеро» Равеля и номер «Встреча», специально созданный литовским хореографом Юриусом Маригинасом для конкурса «Новая волна» в Юрмале. Наверное многие запомнили это необычное посвящение Марису Лиепе, когда за роялями на сцене «Дзинтари» сидели Игорь Крутой и Раймонд Паулс, а Илзе в одном лице исполняла сразу две роли — мужскую и женскую. Она тогда объединила два поколения. Отец дружил с Паулсом, учился вместе с ним. А сама Илзе дружит и работает с Игорем Крутым. Поэтому мужским профилем она поворачивалась к роялю, за которым играл Паулс, а женским — к Игорю Крутому. Сопровождало танец видео с документальными кадрами с участием отца. Все это было так здорово и красиво, что мы решили этот номер повторить.

- Какую задачу как режиссер вы перед собой ставили?

- Привезти молодых интересных танцовщиков и балерин и сделать посвящение отцу. Он очень много работал с молодыми артистами, делился с ними своей энергетикой и творческим порывом. Я хочу, чтобы это был не вечер памяти, а вечер встречи с отцом. Очень живой, естественный. Нас всегда очень тепло принимает рижская публика. Приходит много артистов балета, друзья отца. Мы всегда приглашаем Раймонда Паулса, Яниса Петерса, работников Российского посольства. Не отказывают президенты Латвии: предыдущие и действующий. Может, и мэр Риги посетит наш концерт. Если только «Новая волна» не помешает. Но мы к этому уже привыкли. Мы всегда врезаемся либо в «Новую волну», либо в КиВиН. В день смены декораций в «Дзинтари» вклиниться на этот раз не получилось. Но мы не в обиде. Наоборот. Концерт непосредственно в день рождения Мариса Лиепы — что может быть лучше?

Для нас с Илзе очень важно быть в этот день в Риге. На следующий день мы пойдем на кладбище, где похоронены все наши родственники. А накануне в Москве по семейной традиции посетим Ваганьковское кладбище, где покоится отец.

Подготовка к юбилею

- 21 июня в Ростове на Дону вы уже провели концерт «Марису Лиепе посвящается…», приуроченный к его 75-летию. Но юбилей у Мариса Лиепы только через год.

- Идея пришла мне в голову, когда мы готовились отмечать юбилей Майи Плисецкой. Так построен современный театральный бизнес — все нужно делать загодя. У Майи Михайловны юбилей в ноябре, а подготовка к нему началась за год до этого. Мы заранее сняли театр Champs-Elysees в Париже, чтобы 6 декабря сделать там вечер Плисецкой. В Европе можно начинать готовиться к мероприятию даже за два года, так как все даты в театрах расписаны надолго вперед.

Кроме концерта в Ростове прошла выставка, посвященная отцу, — 40 планшетов с фотографиями, семейными и творческими. В следующем году обязательно привезем ее в Ригу в рамках юбилейного проекта, который, надеюсь, будет очень необычным и интересным.

- Почему был выбран именно Ростов-на-Дону?

- Мы давно туда нацеливались. В благотворительном Фонде им. Мариса Лиепы в Москве работает очень хороший мой помощник — Наташа Иванова, родом из Ростова. Она все время говорила мне, что в ее родном городе очень хороший новый музыкальный театр. К тому же там сейчас работает наш друг и соратник Алексей Фадеичев, с которым мы вместе в одно и то же время танцевали. Он теперь художественный руководитель ростовского балета. Сначала мы приехали посмотреть на город и театр. Действительно, все очень красиво и достойно, и балет там хороший. Мы остались очень довольны и тем, как нас принимали. В следующем году, когда будем совершать гастрольный тур по городам России, обязательно туда заедем.

- Рига увидит тот же концерт, что прошел в Ростове на Дону?

- Не совсем. В том участвовало больше артистов Большого театра (у Мариинки в тот момент был фестиваль «Белые ночи»), в Ригу же приедет больше артистов Мариинки, так как Большой театр в это время будет гастролировать в Лондоне.

- Уже есть идеи насчет празднования юбилея Мариса Лиепы в будущем году?

- Мы хотим переиздать книгу и DVD. На Первом канале сейчас снимается фильм об отце. Будет показываться в его юбилей. Рассчитываем на поддержку людей, которые знали и любили Мариса Лиепу. Сейчас все упирается в финансы. Поэтому ни на что глобальное я не замахиваюсь. Просто хочу сделать не хуже, чем мы делали до этого.

- Может быть, к юбилею Мариса Лиепы в Риге наконец появится памятник ему?

- Об этом мы давно думаем. Есть два крупных бизнесмена, которые предложили нам свою помощь в осуществлении этого проекта. В год выборов в Рижскую думу мы этот вопрос не поднимали. Сейчас политические страсти в городе улеглись и уже можно к нему вернуться.

«Русские сезоны» для Европы и Риги

- «Русские сезоны» продолжаются. В марте их увидел Париж…

- Да, это была премьера «Павильона Армиды». Также мы показали «Послеполуденный отдых фавна», «Жар-птицу» и «Шехерезаду». На самом деле проект огромный. У нас уже восстановлено десять балетных спектаклей Дягилева. К следующему сезону, к марту, будем восстанавливать еще три. Думаю, либо на пути в Париж, либо по дороге из Лондона привезем в Ригу то, что еще не видели рижские зрители. В Лондоне мы будем делать фестиваль Дягилева, посвященный его лондонским гастролям того времени. Там мы покажем семь спектаклей: те, что я уже перечислил, а также «Синий бог», «Тамар», «Болеро».

- За неделю до рижского концерта у вас выступление в Каннах…

- 20 июля там будет гала-концерт «Русских сезонов» с лучшими номерами из балетов Дягилева. На очень хорошей площадке — во Дворце фестивалей на две с половиной тысячи мест. Мы ездили туда с нашими балетами три года назад на 10-летие Российского фонда культуры. Предложение устроить там гала-концерт поступило от нашего сопродюсера Ричарда Стефана, с которым мы выезжаем в Париж. Летом на Лазурном берегу отдыхает много русских и иностранных любителей балета. После концерта будет after party на открытой террасе Дворца фестивалей. Место знаковое, известное своей «красной дорожкой» Каннского кинофестиваля. Кстати, в следующем году во время этого кинофестиваля мы планируем устроить русскую вечеринку в Монако и в Каннах. Я буду режиссером. Так что у меня двойной интерес к предстоящей поездке.

После родов — на пуанты

К разговору подключается Илзе Лиепа, четыре месяца назад ставшая мамой…

- Илзе, как быстро вы вернулись в форму после рождения дочери? И как вам удается совмещать роль молодой мамы и балет?

- На самом деле, если бы когда-то Андрис не заставил меня совершить один такой подвиг, то, наверное, я бы не повторила его сейчас. Я говорю о быстром возвращении в профессию. Был в моей жизни момент, когда я достаточно тяжело болела и пропустила несколько месяцев, была абсолютно разбита, не в форме. И вдруг, когда я только начала потихонечку восстанавливаться, Андрис говорит: «Ты знаешь, через десять дней я тебя очень прошу станцевать Шехерезаду». «Это невозможно!» — возразила я. Мне было трудно подниматься на один этаж по лестнице в доме. Я не могла отдышаться и поднять ногу на 45 градусов — она дрожала. И вообще я была в ужасном виде и состоянии. Он сказал мне на это: «Ты должна постараться. Это очень нужно». С его энергией, с его посылом за десять дней я тогда пришла в форму и станцевала Шехерезаду. Для меня это был феноменальный опыт. Отец всегда учил нас работать и говорил, что наша профессия — это труд, труд и труд. Но преодоление, которое тогда Андрис заставил меня сделать, дало мне возможность и сейчас повторить тот шаг.

Через десять дней после родов мне позвонил Николай Цискаридзе, поздравил с рождением Наденьки и поинтересовался, как я. Я три дня как из роддома вернулась и как раз в тот день спустилась в мой балетный зал, чтобы просто размяться. Об этом я и рассказала Коле. Он воодушевился и сообщил, что в июне у них «Пиковая дама». Вопрос повис в воздухе. Я не знала, что ответить и выдавила: «Я бы хотела постараться». Я действительно очень постаралась. Это стоило мне нечеловеческих усилий — через два с половиной месяца после рождения ребенка выйти на сцену. Но я очень рада, что опыт труда, который существует в нашей профессии и который есть в моей жизни, дал мне возможность преодолеть физические и моральные трудности. У меня был стимул, и я станцевали два спектакля «Пиковая дама» в Большом театре с Николаем Цискаридзе. Для меня было важно, чтобы их увидел Андрис. Он их увидел.

Я рада, что в проектах Андриса находится место и мне, что я ему нужна. Я его балерина. То, что он меня привлекает, дает мне энергию все еще существовать в профессии. В ней Андрис для меня человек номер один — как критик, как советчик, как педагог. Он гениальный педагог, просто необыкновенный. Я ему говорю, что я, если и не лучшая, то самая преданная его ученица, потому что я бесконечно ему доверяю. Он обладает безупречным вкусом, тончайшим видением деталей как технических, так и актерских, даже нюансов костюма. Я рада, что в проектах брата не ведущая, а ведомая. Это радостная, почетная и интересная позиция для меня. Я за традиции в стране, в семье, в искусстве и в обучающем процессе.

Моя задача сейчас — держаться в форме и растить малышку. Кроме того, в моей жизни есть детская балетная школа и студия персонального тренинга, которой три года. Это становится каждодневной моей работой помимо балета. Я преподаю и руковожу этой школой вместе с моим партнером Марией Субботовской. У школы хорошая репутация, она пользуется большим успехом.

Оксана ДОНИЧ

«ЧАС» (Латвия)