Андрис Лиепа: «Жар-птица» полетела по всему миру»

В предверии презентации фильма «Возвращение Жар-птицы», котороое состоится на сцене  Кремлевского Дворца Съездов 3 дукабря 2002 Андрис Лиепа принял участие в он-лайн конференции и  ответил на вопросы читателей газеты «Известия».

Марина Ермоленко:

Есть ли у вас кумиры? кто они?

-Кумиров нет, но всегда были личности, которые меня поражали своей работоспособностью. Конечно, это мой отец. Он был разносторонне одарен, танцевал, пел, лепил, рисовал, играл в кино, ставил и все это делал очень легко, без перенапряжения. Значит это дар свыше. Хотя это не показатель. Когда я стал снимать кино, я обратился внутренне к личности Чарли Чаплина. Он сам создавал свои фильмы, сам продюсировал, сам в них снимался. Мне это удалось в фильме «Возвращение Жар-птицы». Честно скажу, работа была очень интересной и с удовольствием продолжил бы кинопостановки.

Алексей:

Андрис, скажите, когда выйдет тираж фильма на видеокассетах, DVD ведь не всем доступно.

-Тираж видеокассет VHS выйдет одновременно с DVD и зрители, которые придут на спектакль 3 декабря, смогут на память купить видеокассету. Но самое удивительное состоит в том, что не только у нас в Москве, но и в Париже, Лондоне, Нью-Йорк. С 1 декабря начинается Международный релиз DVD и VHS. Скажу, что это единственный и первый случай, что компания «DECCA» взяла нас в свой каталог совместно с такими великими артистами как Чичелия Бартоли и Лучано Паваротти.

Иван:

Уважаемый Андриес! Вы такая яркая, необыкновенная личность. Наверняка, у вас, как у творческого человека, были трагические переживания. С чем или с кем они были связаны? Как Вы с ними справлялись?

-Каждый танцовщик или балерина проходит через моменты бездействия. Чаще всего — это следствие травм. В 92-м году я порвал крестовидную связку и, конечно, в течение трех с половиной месяцев пришлось восстанавливаться. И до 97-го года я оттанцевал без связки. Думаю, спортсмены понимают, что это такое. В 97-м году сделал операцию в Нью-Йорке. С 1992 года начал заниматься очень важными и интересными постановками. И сейчас к своему собственному счастью могу сказать, что не жалею о тех потерянных трех месяцах, так как серьезно работал в библиотеках Ленинграда, собирая материал о балетах Фокина. Это стало продолжением моей танцевальной карьеры.

Надя Бровкина:

Судя по использованию компьютерной анимации в спектакле «Возвращение Жар-птицы» 3 декабря, Вы не боитесь экспериментировать и не являетесь «борцом за чистоту жанра». Это действительно так?

-К сожалению, когда снимался фильм, компьютерной анимации еще не было. 93-й год все спецэффекты делались вручную как при Эйзенштейне. Спасибо большое комбинаторскому цеху «Мосфильма». Все, что мы сделали для DVD — это специальное меню, без которого этот формат не может существовать. И от качества меню оценивается и сама программа. Я благодарю компанию BS График и лично Сергея Баженова. Это именно благодаря ему мы выходим на мировой рынок с потрясающим видом компьютерной графики с использованием эскизов Анатолия Нежного. В этом году исполняется 10 лет нашего тесного творческого сотрудничества. Анатолия и Анны Нежных художники, с которыми меня свела судьба.

Алексей:

Расскажите, пожалуйста, подробнее о спектакле, который состоится 3 декабря в Кремле. Как будут совмещены демонстрация фильма и балетные номера?

-В Кремле 3 декабря будут показаны балеты «Шехерезада» и «Жар-птица». Перед началом на электронном экране мы будем показывать «Петрушку». Я надеюсь, что презентация начнется с выступления представителей компании UNIVERSAL. Именно им принадлежит идея мирового релиза и она на сегодняшний день осуществляют его с огромным успехом. Это первая наша работа. Я им очень благодарен за то, что «Жар-птица» полетела по всему миру. В принципе у меня готов проект на следующий год и находится в стадии обсуждения. Самым главным подарком для московского зрителя — это приезд Мариинского театра. Это всегда событие, а для нашего фонда особенно. Эти спектакли подарены Мариинскому театру, Дягилев-центром 10 лет назад. И сейчас через 10 лет Мариинский привозит их в Москву. Почему Кремлевский дворец съездов. Именно потому, что хотелось пригласить как можно больше гостей и зрителей. Мариинка в Москве — всего на один день. Огромное спасибо руководству балета Махару Вазиеву. Я знаю, что график неимоверно трудный и для нас для всех — это большой подарок. И мне очень приятно, что нас поддержал Валерий Абесалович Гергиев.

 

Огромное спасибо участникам он-лайн-конференции за интересное общение. Буду рад продолжить наши контакты через наш сайт www.Liepa.ru. Из ближайших работ фонда — это постановка Новогоднего шоу «Санкт-Петербург в Москве». Это проект моего личного отношения к 300-летнему юбилею города и потрясающе, что это совпадает со 100-летним юбилеем проведения русского бала. Этот бал считается последним в истории царской семьи. В 1903 году 13 февраля в Эрмитаже прошел костюмированный бал. Все гости оделись в национальные костюмы XVII века. Николай II был одет в костюм Алексея Михайловича. Мне удалось договориться с руководством «Мосфильма» Кареном Георгиевичем Шахназаровым и все гости, которые пожелают одеться в Новый год в русские национальные костюмы, могут взять их напрокат с «Мосфильма». Еще мы сделаем выставку костюмов, в которых снимались великие русские артисты: Сергей Бондарчук, Юрий Яковлев. Гости Нового года смогут покататься на русских горках, на коньках и увидеть корону Российской империи. Второй год подряд Гостиный двор в Новогоднюю ночь превращается в сказочный город. В прошлом году — это была Венеция, а в этом году — мы перенесемся в Северную Венецию Санкт-Петербурга.

«Известия»