В минувший понедельник вся культурная (и не только) Москва с огромными букетами в руках ломилась в театр «Новая опера». Фонд имени Мариса Лиепы давал концерт-презентацию в честь фотоальбома, посвященного великой балерине. Более 300 уникальных фотографий собраны ее многолетним преданным поклонником и известным фотографом Василием Головицером по всему миру. Но народ стремился не только полистать уникальный фолиант, но и явно предвкушал, что без сюрприза не обойдется. И не ошибся.Звезды были и на сцене, и в зале. Зал под завязку был набит знаменитостями и важными персонами — главный балетмейстер Большого Алексей Ратманский, Белла Ахмадулина с Борисом Мессерером, вдова Дмитрия Шостаковича, Людмила Зыкина, министр культуры Соколов, Анатолий Чубайс.

На сцене блистали Нина Ананиашвили, Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе. Импровизацией, не предусмотренной никаким сценарием, было трогательное выступление Андрея Вознесенского. Потом был документальный фильм «Ave, Майя!», куда вошли многие архивные кадры. Зал дружно рассмеялся, слушая комментарий о том, «как балерина Большого театра, комсомолка Плисецкая готовит главную партию в «Лебедином озере». И наконец на сцену поднялась сама Майя Михайловна. Она вышла, как всегда, в наряде от Кардена. Танец с веерами, поставленный старинным другом Морисом Бежаром, должен был стать своего рода «Лебедем» Плисецкой, прощальным лирическим аккордом вечера.

Людмила Зыкина щедро, по-русски обняла Плисецкую.Но не стал. Потому что неожиданно для Плисецкой загремела «Кармен-сюита»! И тут случилось то самое чудо, какое происходит только с истинно великими артистами. Годы мгновенно слетели с ее плеч: руки, лицо, глаза танцевали! На губах возникла та дразняще-вызывающая улыбка, что сводила с ума полмира. Легкий поворот, взмах гениальных рук, победный взгляд вечной Кармен… Такой же свободной и гордой, как много лет назад. Зал зашелся от восторга, засыпал балерину цветами и упорно не отпускал ее за кулисы. Браво, Майя!

А потом Плисецкая еще два часа, до ночи, подписывала фотоальбом всем желающим…

«Фотоаппарат зафиксировал как раз то мое движение (партнер Николай Фадеечев), которое было настрого запрещено Министерством культуры с диагнозом — чрезмерно сексуально!..»

Майя ПЛИСЕЦКАЯ: Когда вдруг зазвучала «Кармен», я поняла, что должна станцевать!

Вечер превзошел все мои ожидания. Зал был такой, о котором можно только мечтать. Это дорогого стоит. У меня в горле ком стоял. Я почувствовала, что в этот вечер отвлекла моих дорогих зрителей от всего плохого. Это было видно по их глазам. А когда вдруг зазвучала «Кармен» — вот такой неожиданный сюрприз приготовил мне Андрис Лиепа, — то поняла, что Я ДОЛЖНА СТАНЦЕВАТЬ!

Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Нет альтернативы

Водораздел суров,
Незрячих спор и глухих.
Есть в мире страны сыров,
Россия — страна сырих*!

На источники не сетуя,
Я читаю в прессе мира:
«Эмигрирует Плисецкая,
Ощутив нехватку сыра».

Байконуром стал Плесецкий.
Есть альтернатива тира.
Нет альтернативы сердца.
Гении нам не по средствам.

Шостаковичу и Тищенко,
Януковичу и Ющенко
Не усесться по-соседски.
Нет альтернативы сердца.

Жизнь идет интерактивно.
Майе Михайловне Плисецкой
В мире нет альтернативы.
Зал осенне-полысевший,
Видит, как она красива,
Гений мира и России.

Да здравствует Майя Плисецкая!
Утроим производство сыра.

* Сырихи — так называли в прежние годы поклонниц известных артистов. (Ред.).

Николай ЕФИМОВИЧ,
«Комсомольская правда»

Метки: