Знаменитый танцовщик, заслуженный артист России, режиссер, продюсер, руководитель благотворительного фонда — все эти понятия сливаются в нерасторжимом единстве, когда речь заходит об Андрисе Лиепа. В последнее время Адрису Марисовичу земли становится мало, его начинают занимать космические проекты…

6 апреля в конференц-зале ИТАР-ТАСС заслуженный артист России, известный танцовщик и продюсер Андрис Лиепа рассказал о предстоящих гастролях итальянской балетной труппы в Москве. Римский театр Teatro dell ‘Opera di Roma 16 и 17 апреля представит на суд российского зрителя три реконструированных балета «Петрушка», «Шехерезада», «Жар птица», впервые представленных еще в начале XX века знаменитым хореографом Михаилом Фокиным в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Основные представления со стоятся16и17 апреля вечером, а вот 16-го утром на генеральную репетицию спектакля соберутся шесть тысяч человек из детских домов, школ для трудных детей, балетных и военных училищ. Этот благотворительный концерт посетят и воспитанники детских домов

Три названные постановки Фокина, в которых были заняты гремевшие на весь мир звезды русского балета Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Ида Рубинштеин, уже несколько лет с успехом идут на сцене Мариинского театра. А вот в Москве Мариинка с фокинскими спектаклями была лишь однажды. На этот раз Лиепа привозит в Кремль римский балет под руководством известнейшей балерины Карлы Фраччи, но это даже не самое главное. Российский зритель впервые сможет наблюдать, как танцуют «смешанные» пары — Илза Лиепа и Марио Маротци, Ирма Ниорадзе и Игорь Иерба. «Приезд любой иностранной труппы в Москву — уже большое событие, -сказал Андрис Лиепа журналистам, — а этими гастролями итальянцев мы еще и подводим итог проекту «Возвращение Жар-птицы», который начали больше десяти лет назад. Московский зритель должен увидеть восстановленные нами балеты из «Русских сезонов-, ведь они часть великого наследия нашей культуры!».

К слову сказать, Лиепа не собирается останавливаться на достигнутом. К 2006 году (именно в этом году — юбилей «Русских сезонов» Дягилева) он планирует восстановить еще два балета — «Синего Бога» и «Тамару» и показать их в легендарном парижском театре «Шатле».

Кроме того, Андрис объявил о начале нового совместного с крупнейшим производителем ракетных двигателей НПО «Энергомаш» проекта — «Балет. Космос. ТАСС», посвященный 100-летию ТАССА. Известно, что это будет танцевальная постановка в декорациях, объединивших в себе мотивы космоса, музыки и балета. Кроме того, Андрис попросил специалистов «Энер-гомаша» записать звук двигателя при старте ракеты и планирует использовать запись в музыкальном оформлении балета.
О балете и о космических просторах мы беседуем с Андрисом Марисовичем.

- Андрис, расскажите о Благотворительном фонде имени Мариса Лиепы?

- То, что сейчас с Илзе и коллегами делаем мы, — это продолжение дел нашего отца. Отец всегда находил новые формы, он всегда был очень моден и необычен. И я думаю, что залог его успеха в том, что он обгонял время. Фонд занимается многими творческими акциями, он многофункционален: мы работаем с телевидением, в кино, проводим
новогодние детские представления, взаимодействуем с издательствами, осуществляем различные шоу-акции, выплачиваем стипендии наиболее одаренным ученикам Академии хореографии в Москве и Риге.

Третий год офис фонда находится в Гостином дворе. Дважды здесь проводили детский Новогодний бал и другие новогодние представления для детей, в том числе для детей-инвалидов, ребятишек из детских домов и малоимущих семей. На Цветном бульваре мы ставили спектакль «Волшебник изумрудного города». Помощь социально незащищенным и приобщение детей к искусству — остаются важнейшими принципами деятельности фонда.

Фонд также выступил организатором гастролей «Римского балета» в Москве на Новой сцене Большого театра. В балетах «Игры», «Весна священная» с участием Николая Цискаридзе, Илзе Лиепы, Карла Фраччи, Алессандро Молин восстановлена хореография Вацлава Нижинского.

-У фонда широкий диапазон применения творческих сил: «От Стравинского до Шу фуги некого», как писали в одной газете. Как это сложилось?

- Я не состою на службе в каком-то одном театре. Меня всегда тяготила однообразность. Занимаюсь теми постановками, которые мне интересны, при этом главное предпочтение отдаю классике. Мне, как танцовщику, интересны партии Бориса в «Золотом веке», Сальери в «Моцарте и Са-льери», Курбского в «Иване Грозном».

- Возвращение традиций. Для Вас это очень важно?

-Знаете, я очень люблю Рим, это действительно вечный город. Там очень бережное отношение к исконной культуре. Ни один камень не сдвинут с римского форума. Там немало построек, возведенных при диктаторе Муссолини, но ничего не тронуто. А у нас… Я хорошо помню лужу-бассейн на Кропоткинской. Слава богу, что, как и встарь, теперь там, подобно мощной космической ракете, куполами смотрит в небо Храм Христа Спасителя.

- Мы, кажется, перешли к космической символике?

-И к «космическому» творчеству… Когда-то в Кинотеатре повторного фильма я посмотрел «Солярис» Андрея Тарковского. Тогда я испытал состояние катарсиса. Мне показалось, что я раньше смотрел «земные» фильмы, а сейчас столкнулся с масштабностью вселенской картины. Мое недавнее посещение научно-производственного объединения «Энергомаш имени академика В.П.
Глушко» представляется вполне закономерным. Новейшие ракетные двигатели демонстрационного зала, выносящие в космос наши «Протоны» и американские «Атласы», показались мне схожими с органом, гигантским органом, от которых исходит космическая музыка. Этот визит подтолкнул меня и моих друзей и коллег художников Анну и Анатолия Нежных к мысли о создании музыкально-хореографического проекта по космической тематике

- Функциональность ракетного двигателя и эстетика «космической» композиции — какая здесь может быть взаимосвязь?

- Функциональность двигателя определяет форму. Но функциональность, как оптимальное выражение целесообразности, не отрицает эстетических качеств. Так повелось еще с античных времен/Именно вариации различных «космических» форм будут привлечены на сцену в новом проекте «Балет. Космос. ТАСС».

- А у Вас не было желания самому полететь в космос?

- При возможности не отказался бы.

- Связи с представителями отечественной космонавтики у Вас давнишние?

- Отца связывали тесные, дружеские отношения с космонавтом Виталием Севастьяновым. Когда Севастьянов полетел в космос, мы поехали к его семье. Отец дружил и с первым американским «лунным» экипажем. У меня сохранилась наклейка, побывавшая на Луне, подписанная Нейлом Армстронгом.

К сожалению, СМИ не так широко освещают события, связанные с Космосом. Знаете, я, если хотите, испытываю гордость от того, что происходит реконструкция павильона «Космос» на ВВЦ. Надеюсь, что скоро его откроют по назначению, хотя многие экспонаты вернуть назад уже, наверное, невозможно. А то где я могу дочке провести экскурсию о наших космических достижениях? О первом искусственном спутнике Земли, о героях-космонавтах? Думаю, что наша страна еще скажет многое в области космических достижений.

Еженедельная газета «Родное Подмосковье»