В МОСКВЕ

В Москве я увидела генеральную репетицию нового балета”Синий Бог” в исполнении труппы “Кремлевский балет”, работой над которым руководил Андрис Лиепа. Этой премьерой Лиепа осуществил наконец свою мечту, зародившуюся у него больше десяти лет назад. В середине 90-х годов прошлого века Андрис, премьер балета Мариинского театра, создал проект восстановления трех одноактных балетов Михаила Фокина и руководил его осуществлением на сцене Мариинского театра. Тогда же он начал обдумывать возможность сочинить наново балет “Синий Бог” . Балет был поставлен Фокиным в 1912 году в Париже для труппы Дягилева, сюжет принадлежал Ж.Кокто, оформление — Л.С.Баксту, музыку написал француз Райнальдо Хан. Действие происходит в древней Индии, где Синий Бог спасает девушку, которую приносят в жертву священной змее. Балет Фокина успеха не имел и прошел на сцене всего шесть раз. Хореография не сохранилась, остались только сюжет, эскизы, музыка и фотографии Вацлава Нижинского в роли Синего Бога и Тамары Карсавиной в роли Молодой девушки. Словом, Андрис решил, что в данном случае не может идти речь о восстановлении старого балета, только о создании нового по старому замыслу.

В том петербургском проекте уже были распределены роли: Синего Бога должен был танцевать блестящий премьер театра, находившийся в расцвете сил, — Фарух Рузиматов. Я думаю, его пластический дар и подтолкнул в свое время Лиепу подумать о “Синем Боге”. На роль Богини назначалась Юлия Махалина. С ее уникальной способностью чувствовать мистическую суть роли она была бы идеальной Богиней. На роль Юноши предполагался молодой, красивый Андриан Фадеев, а на роль Девушки — Диана Вишнева, тогда еще только заканчивавшая балетную школу. С большим сожалением я прочла в московской программке воспоминания самого Лиепы о том проекте: перечисляя предполагаемых “звездных” исполнителей, он опустил имя Махалиной, и, думаю, не случайно. В конце 1990-х годов художественный руководитель балета Мариинского театра Олег Виноградов ушел из театра, новые руководители труппы постарались “задвинуть” прежних балерин в угоду молодым, которых они начали выдвигать. Прежде всего и несправедливее всего это коснулось Махалиной как главной балерины 90-х годов. Махалина не играет роли в истории сегодняшнего Мариинского театра, но мне было обидно, что Лиепа поддержал это умышленное забвение своей бывшей партнерши и талантливейшей балерины. Тем более, что и Фарух Рузиматов сегодня уже по возрасту не может танцевать технически сложные партии, однако он в программке упомянут. Но все это — к слову.

Сегодня Андрис Лиепа, автор и директор многих театральных проектов в Москве, нашел наконец спонсоров и единомышленников для осуществления своей идеи. Андрей Петров, художественный руководитель балетной труппы “Кремлевский балет”, которая выступает на сцене Кремлевского Дворца съездов, возглавил вместе с Андрисом проект. Лиепа пригласил на роль Синего Бога не менее оригинального артиста, чем Рузиматов, — Николая Цискаридзе, премьера Большого театра. Богиню танцует Илзе Лиепа, молодых героев — танцовщики “Кремлевского балета”. Вместе с музыкальным руководителем постановки дирижером А.Титовым Андрис подобрал дополнительную музыку к балету, использовав первую часть “Божественной поэмы” и целиком “Поэму экстаза” Скрябина. Воссоздавала оформление Бакста художница Анна Нежная. Воспроизведение костюмов Нежной удалось, они и сегодня поражают своей красотой. Декорация, напротив, выглядит ужасно: грубые, аляповатые краски, назойливо лезущие в глаза некрасивые детали…

Возможно, в современных материалах трудно восстановить изысканную красоту эскиза (кроме того, некоторые детали современного оформления на эскизе и вообще или не присутствуют или выглядят иначе).

К негативным впечатлениям отнесу и — это самое обидное! — хореографию англичанина Уэйна Инглинга. Канадец по происхождению, Инглинг в 1965 году стал танцовщиком лондонской Королевской труппы. Поставил много балетов для английских и других компаний. С этого года — художественный руководитель лондонского балетного театра: Английского национального балета.

Хореография балета напоминала мне постановки драмбалетов середины прошлого века, осуществленные посредственными хореографами. Но выступление Николая Цискаридзе в роли Синего Бога стало подлинной удачей спектакля. Несмотря на ограниченный набор движений, составлявших его танец, Цискаридзе был эффектен, значителен и артистичен в этой роли. Богиня Илзы Лиепа возникала из цветка лотоса, оскорбляющего глаз своим безобразным видом. Но танцовщица своей красотой и экзотичностью облика сразу завладевала вниманием зала. Илзе, как всегда, была выразительна и пластична. Хореография ее роли сочинена Инглингом на основе движений индусского танца. И Цискаридзе, и Лиепа сумели создать впечатление “божественных” героев.

Труппа “Кремлевского балета” производит хорошее впечатление.

Удачно или менее удачно выполнены затеи Андриса Лиепы, его деятельность вызывает мое искреннее уважение. Отказавшись из-за профессиональной травмы ноги от выступлений на сцене, Андрис нашел применение своим творческим устремлениям как директор создаваемых им творческих проектов.

Русский базар

Нина Аловерт