Илзе Лиепа: «Тамар» — новый балет на старую тему

«Русские сезоны» Сергея Дягилева начались сто лет назад. Во славу русского национального искусства они проходили в Париже, Лондоне, Риме и других крупнейших европейских столицах. Во время социалистического периода многие спектакли были утеряны, потому что это искусство не приветствовалось.

Наконец, через век, столичные зрители снова увидели возрождение этих уникальных традиций, которыми была богата российская культура. На сцене Государственного Кремлевского Дворца прошла презентация проекта «Русские сезоны XXI век». На ней была представлена программа, состоящая из двух балетов – «Тамар» и «Жар-Птица».

«Тамар» был поставлен Михаилом Фокиным в память Сергея Дягелева. Это короткая история на тему грузинской легенды. Впоследствии, по этой легенде М. Ю. Лермонотов написал волнующую поэму, назвав ее именем главной героини.

Под влиянием все той же поэмы Балакирев сочинил изумительную симфонию. Однако благодаря Льву Баксту музыка и поэма объединились в балет.

Перед началом балета Андрис Лиепа, режиссер-постановщик спектакля, поинтересовался у зрителей, все ли купили программки. Но, не дождавшись ответа из зала, решил сам рассказать о сюжете спектакля.

Красавица царица Тамар томится в башне на берегу Терека. В нее влюблен визирь, тайно жаждущий быть с ней, но не имеющий возможности осуществить эту мечту. Замок охраняется разведчиками. В одно прекрасное утро Тамар приносят молодого юношу, которого слуги захватили близ замка. Она очаровывает его и как говорится в поэме — у них была «бурная, удивительная, романтическая ночь». Но как ни странно замок полон предзнаменованиями, потому что все путники, которые поп Перед началом балета Андрис Лиепа поинтересовался у зрителей, все ли купили программки. Однако, не дождавшись ответа из зала, решил сам рассказать о сюжете спектакля.

Красавица царица Тамара томится в башне на берегу Терека. В нее влюблен визирь, тайно жаждущий быть с ней, но никогда не могущий осуществить эту мечту. Однажды утром Тамар приводят молодого юношу, которого слуги захватили близ замка. Он очаровывается ею, и как говорится в поэме, — у них была «бурная, удивительная, романтическая ночь». Но замок полон неожиданных странностей. Все путники, которые попадают туда, оказываются на утро в волнах Терека.

По задумке Андриса Лиепы, «все, что творилось на сцене, было отражением мечтаний и сновидений главной героини грузинской легенды». «Наш балет не имел никакого отношения к тому, что существует настоящая царица Тамара», — подчеркнул знаменитый танцовщик в эксклюзивном интервью Yoki.ru.

«Тамар» и «Жар-Птица» являются уникальными спектаклями, которые должны быть в русской копилке, в частности, в Москве. В Петербурге они были поставлены в 1993 году, и я очень рад, что Москва теперь имеет возможность видеть эти спектакли. Ведь на них растут молодые артисты», — сообщил Андрис Лиепа.

Главные роли в «Жар-Птице» сыграли восходящие звезды — Кристина Кретова и Сергей Смирнов.

По словам режиссера-постановщика, главная партия в «Тамаре» досталась Ирме Ниорадзе «в первую очередь потому, что она грузинка». То, что она является потрясающей балериной и артисткой оказалось лишь вторым определяющим критерием.

«Нам действительно повезло, что сейчас Ирма свободна и имеет возможность нас порадовать своим балетом», — заметил заслуженный артист.

Как удалось выяснить Yoki.ru, в рамках «Русских сезонов XXI века» столичных зрителей порадуют как реконструкции известных балетов, так и новые постановки. «Мы не хотели ввозить только старые спектакли», — заметил Андрис Лиепа.

Не успев отыграть свой спектакль в столице, буквально через неделю продюсеры уже собираются вывозить свой проект на гастроли по России. «Мы повезем этот спектакль вместе с Кремлевским балетом в Новосибирск, Екатеринбург, Пермь и Челябинск. Я думаю, что получится очень хороший концерт, ведь солистами будут Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа», — сообщил Андрис Лиепа.

В планах режиссера-постановщика также есть намерение выступать за рубежом. По его словам, из Лондона и Парижа уже поступили приглашения. А, это означает, что мы, как и сто лет назад, возможно будем вписывать новую страницу в летопись мировой культуры.

Кстати, в преддверии премьеры проекта, в Новинском Пассаже проходила выставка, посвященная восстановлению декораций и костюмов к балетам из репертуара «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Интересно, что декорации и костюмы второй раз были подготовлены Анной Нежной.

Как заметил Андрис Лиепа, «при восстановлении реквизитов помогало отношение к традиции и истории».

«В наш тяжелый век, когда люди заняты на работе, мы хотим, чтобы они нашли отдушину в спектакле. И я очень рад, что мы имеем возможность познакомить со своими постановками около пяти тысяч зрителей», — заключил режиссер-постановщик.

Анастасия Кудинова
Yoki.ru

Метки: