История постановок «Болеро» Мориса Равеля

22 ноября 1928 года в парижской Гранд-опера состоялось первое исполнение «Болеро» Мориса Равеля. Болеро — национальные испанские танцы, введенные в балет. Наиболее любимые и известные болеро: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео дехерес. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими, некоторые же (оле) исполняются одной балериной. Танцующие болеро одеваются в андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. Во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители, танцы сопровождаются игрой на гитаре и тамбуринах (старинных барабанах).

По некоторым данным, болеро был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. С начала XIX века танец стал исполняться и на сцене и был включен в оперы Карла Вебера, Франсуа Обера, Гектора Берлиоза, балеты «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Коппелия» Лео Делиба.

Наибольшую известность получило «Болеро» французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). Произведения было написано в 1928 году по заказу известной танцовщицы, солистки русского балета Иды Рубинштейн, которая задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного «Вальса» Равеля. Одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить ее в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда Ида обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал еще одно произведение для этой постановки.

По построению «Болеро» Равеля представляет собой цепь вариаций, в основе которых — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая сложившемуся в XVIII веке испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца сортсико.

Равель представлял себе действие балета на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Ему также хотелось, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе оперы «Кармен» Жоржа Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором, должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам.

Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалеку от того места, где композитор приобрел небольшой дом под Парижем, названный им Бельведером.

Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890-1972), сестра знаменитого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, и режиссер, балетмейстер и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий, автор которого остался неизвестным.

22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом.

Действие было перенесено в одну из таверн Барселоны 1920-х годов, где в темноте за столиками вдоль стен угощаются гуляки. Посреди комнаты, на большом столе танцовщица начинает свой танец. Постепенно она завоевывает внимание гуляк, собирает их, потрясенных, вокруг стола и с триумфом завершает выступление.

На протяжении XX века балет ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и русского и американского хореографа Михаила Фокина, русского и французского балетмейстера Сержа Лифаря. В разное время произведение ставили хореографы Морис Бежар, Алексей Ратманский, Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев и другие.

В 1938 году дирекция парижской Град-Опера, ставя «Болеро» уже после смерти Равеля, поручила художнику, скульптору и декоратору, близкому другу композитора Леону Лейритцу оформление спектакля. Макет декораций был продемонстрирован в Салоне художников-декораторов еще при жизни композитора и получил полное его одобрение. Серж Лифарь, балетмейстер «Русских сезонов» Дягилева, на момент этой постановки бывший главным балетмейстером театра, решительно протестовал против изображения завода на декорации. Но брат композитора Эдуард Равель, хорошо знавший художественные намерения автора, пригрозил, что, в противном случае, не даст разрешения на постановку.

Одна из самых известных постановок «Болеро» — в редакции хореографа Мориса Бежара 1961 года. В главной роли тогда выступила танцовщица Душка Сифниос. Следующим исполнителем стал аргентинец Хорхе Донн. В 1978 году редакцию Бежара повторила Майя Плисецкая. Через десять лет после этого хореограф доверил свою постановку французской приме Сильви Гиллем.

«Болеро» в постановке Мориса Бежара, является, по сути, сольным танцем, который исполняется на высоком подиуме, больше похожим на овальный стол. Группа танцовщиков внизу олицетворяет публику, словно бы загипнотизированную музыкой, которая вызывает страсть.

Уникальность «Болеро» еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии. По мнению ведущих солистов, лучшие танцовщики мира хотят танцевать этот балет, а театры — иметь «Болеро» в репертуаре. Главная сложность в том, что тело танцовщика в этой постановке как бы разделено на две части: ритм в течение 16-18 минут выражается ногами, а корпус тела и руки изображают мелодию.

 

При жизни Морис Бежар лично давал разрешение на исполнение его версии «Болеро» танцовщикам, которые отвечали его критериям хореографического стиля.

Сегодня в труппе Бежара («Бежар Балет Лозанна») «Болеро» танцуют два исполнителя, в «Гранд-Опера» — три артиста, директор труппы «Гранд-Опера» Брижит Лефевр получила права на «Болеро» еще при жизни Бежара. За исключением японской труппы «Токио Балет», где чаще всего можно увидеть «Болеро» в исполнении Сильви Гиллем, ни одна компания не получила прав. Каждый исполнитель привносит свое в интерпретацию «Болеро», поэтому он должен обладать сильной индивидуальностью.

В феврале 2013 года российская балерина, прима Мариинского театра Диана Вишнёва танцевала «Болеро» Мориса Равеля в постановке Мориса Бежара на сцене Оперного театра Лозанны.

Балерина Вишнёва объяснила, почему сложно танцевать «Болеро» Равеля

4 мая 2013 года Вишнёва впервые солировала в балете «Болеро» для российской публики на новой сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Первая постановка балета «Болеро» Брониславы Нижинской была воссоздана Благотворительным фондом имени Мариса Лиепы по оригинальным эскизам и фотографиям, а также собственным записям хореографа. Премьера спектакля состоялась 17 мая 2007 года в исполнении Илзе Лиепы и балетной труппы театра «Кремлевский балет» в рамках фестиваля «Черешневый лес» на сцене Московского театра оперетты. Постановка балета осуществлялась при помощи Хилари Митчелл — ученицы Нины Юшкевич, балерины и хореографа из труппы Нижинской.

В репертуаре Мариинского театра — одноактный балет «Завод Болеро» на музыку Мориса Равеля в хореографии Юрия Смекалова, премьера которого состоялась в апреле 2010 года.

В Большом театре в последние годы «Болеро» Равеля было поставлено Алексеем Ратманским в 2004 году в рамках проекта «Мастерская новой хореографии».

РИА Новости 

Метки: