М.Ю.Лермонтов на балетной сцене

15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).

Гениальная проза, поэзия и драматургия Михаила Юрьевича Лермонтова оказала глубокое влияние на развитие русской литературы, изобразительного, музыкального и театрального искусства. Творчество Лермонтова неоднократно вдохновляло и мастеров отечественного балета. В течение XX века на музыку М.Балакирева, Б. Асафьева, В.Дешевого, Л.Лапутина, Ц.Цинцадзе и А.Баланчивадзе на балетной сцене были поставлены лермонтовская «Тамара» (1912), «Ашик-Кериб» (1940), «Бэла» (1941), «Маскарад» (1956), «Демон» (1961), и «Мцыри» (1964).

«ТАМАР»

1


Балетная лермонтовиана началась в 1912 году с одноактного балета «Тамар», поставленного выдающимся русским хореографом Михаилом Фокиным по мотивам одноименной романтической баллады поэта. Премьера балета состоялась 20 марта 1912 года на сцене парижского тетра «Шатле» во время одного из знаменитых «Русских сезонов», организованных Сергеем Дягилевым за границей начиная с 1907 года. Балетными «Русские сезоны стали в 1909 году, ознаменовав собой подлинный триумф отечественного хореографического искусства. Западноевропейский балет в начале XX столетия переживал глубокий кризис. Русские спектакли, в которых органично соединялись прекрасная музыка, красочное оформление, новаторская хореография и виртуозное мастерство танцовщиков, покорили парижских зрителей. О русском балете восторженно писали выдающиеся деятели зарубежного искусства: Клод Дебюсси, Морис Равель, Жан Кокто, Пабло Пикассо, которые впоследствии плодотворно сотрудничали с русскими балетными труппами.
Особенно нравились западным зрителям постановки на сюжеты русских фольклорных сказок и народного ярмарочного театра: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911). Но не меньше восхищали публику балеты на ориентальные, восточные темы: «Половецкие пляски» (1909), «Шехеразада» (1910). Музыку к первым двум балетам написал в то время никому еще не известный молодой композитор Игорь Стравинский. А в «Половецких плясках» и «Шехеразаде» Фокин использовал музыку известных корифеев «Могучей кучки» Александра Бородина и Николая Римского-Корсакова.
В 1912 году хореограф вновь обратился к творческому наследию «Могучей кучки». На этот раз его выбор остановился на подлинном шедевре русского музыкального ориентализма – симфонической поэме для оркестра «Тамара» Милия Балакирева, в которой композитор ярко воссоздал образы баллады Лермонтова. После парижской премьеры балета «Тамар» в 1912 году критики единодушно отличали уникальное созвучие сюжета, музыки и хореографии спектакля. Эта гармония тем более замечательна, что со времени создания баллады Лермонтовым и до завершения работы Балакирева над симфонической поэмой «Тамара» прошло более сорока лет, еще три десятилетия отделяли шедевр Балакирева от первой постановки балета «Тамар».

2986-1

«Тамара» - одна из последних и лучших романтических баллад Лермонтова – была написана в 1841 году. В балладе использовалась широко бытовавшие на Кавказе фольклорные сказания, предания и легенды. Согласно одной из таких легенд в Дарьяльском ущелье жила царица Дарья, приказывавшая бросать в Терек возлюбленных, которыми была недовольна. Согласно народным преданиям, имя этой царицы и дало имя Дарьялу, где проходит действие баллады Лермонтова. Однако своей героине, прекрасной, но жестокой и коварной царице-обольстительнице, Лермонтов дал одно из самых красивых и распространенных в Грузии имен – Тамара. Царственная жрица любви, Тамара, считает дарованную ей ночь наслаждений высшей и неповторимой ценностью, единственной платой за которую может быть только жизнь Путника. На рассвете, после ночного пиршества «Свадьбы-похорон» смерть неминуемо настигала ее возлюбленных.
Темы обманчивости жестокой красоты и губительной силы чувственной любви были очень близки Фокину, особенно в интерпретации Лермонтова — одного из самых любимых поэтов хореографа.
Примечательно, что после первого лермонтовского балета Фокин еще дважды обращался к творчеству поэта. В 1913 году в Берлине на музыку симфонической картины для большого оркестра «Три пальмы» Фокин поставил спектакль «Семь дочерей короля джиннов» с Анной Павловой в главной роли. А в 1915 году по мотивам лермонтовского стихотворения «Сон», начинающегося словами «В полдневный жар, в долине Дагестана» на музыку Михаила Глинки «Вальс-фантазия» сочинил хореографическую миниатюру для Тамары Карсавиной. Хореографическая миниатюра «Сон» была показана 10 января 1915 года в Мариинском театре на торжественном вечере, устроенном в честь М.Ю.Лермонтова.

Лермонтов был любимым поэтом и главы «Могучей кучки» Милия Балакирева. К творчеству поэта композитор возвращался на протяжении всей жизни. Летом 1862 года, во время своей первой поездки на Кавказ, М.Балакирев писал В.Стасову из Пятигорска: «…дышу Лермонтовым. Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует. Мы совпадаем во многом, много есть струн, которые Лермонтов затрагивает, которые отзываются и во мне».

balakirev_m_a
music

Во время трех своих поездок на Кавказ Балакирев увлеченно собирал и записывал кавказский песенный и танцевальный фольклор, изучал своеобразие восточной мелодики и колорит звучания народных инструментов: кеманчи, зурны, тары. Под впечатлением лермонтовской «Тамары» и кавказских путешествий у Балакирева возник замысел его лучшей симфонической поэмы.
По воспоминаниям Римского-Корсакова осенью 1866 года «Балакирев все чаще и чаще наигрывал темы для оркестровой фантазии «Тамара». Композитор работал над этой симфонической поэмой более 15 лет, лишь в 1882 году завершив ее. Симфоническая поэма «Тамара» начинается с музыкального пролога, в котором композитор рисует величественный кавказский пейзаж. В неприступном ущелье, в теснине Дарьяла рокочет грозный Терек. Затем колорит музыки меняется и слышится любовный призыв Тамары: «В нем были всесильные чары, была непонятная власть». На голос «невидимой пери» в таинственный замок устремляется Путник. Центральная и самая продолжительная часть симфонической поэмы Балакирева – красочная картина пышного восточного пиршества в замке Тамары. Она построена на ритмах восточных мелодий и народных кавказских плясок, которые вдохновили хореографа на создание ярких массовых, дуэтных и сольных танцев. По мере того, как праздник разгорается, медленный и плавный танец переходил в стремительный и острый:

Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.


В дуэте Тамары и Путника завораживающее обольщение и упоительная нега перерастали в неистовую страсть, грозную и разрушительную. В конце спектакля Тамара сама убивала Путника.
В парижских спектаклях партию Тамар танцевала прославленная Тамара Карсавина. Красавица с огромными черными глазами, Тамара Карсавина рисовала портрет демонической обольстительницы с присущим ей драматическим талантом и красноречием пластики.

3060
карсавина
diaghlev

В своих мемуарах «Театральная улица» Тамара Карсавина вспоминала, что во время разговоров об этой роли Дягилев, к советам которого она всегда прислушивалась, заметил: «Здесь достаточно мертвенно-бледного лица, сдвинутых в одну линию бровей». Эти слова помогли Карсавиной понять образ Тамары. Именно такой и изобразил Карсавину в роли демонической лермонтовской героини на замечательном портрете художник Джон Сарджент.
Партию Путника исполнял яркий и талантливый танцовщик Адольф Больм.
Подлинным украшением спектакля были декорации и костюмы по эскизам Льва Бакста.

costumes
Thamar_by_L.Bakst_06-copy
costumes1

В XX веке балет «Тамар» ставился дважды. В 1918 году хореограф Александр Горский поставил балет «Тамара» на музыку Балакирева в Москве, на сцене театра сада «Аквариум». В 1935 году Леонид Мясин с танцовщиками труппы «Балле рюс де Монте-Карло» показали балет «Тамара» в хореографии М.Фокина в Лондоне.

Начался XXI век и бессмертные образы Лермонтова вновь обрели жизнь в балете. Балетная лермонтовиана XXI века, как и в минувшем столетии началась с балета «Тамар». Возродили балет режиссер-постановщик народный артист России Андрис Лиепа и хореограф Юриюс Сморигинас. В своей постановке они стремились передать эстетические установки , особенности и дух хореографии Фокина.
Почувствовать атмосферу фокинского балета зрителям помогают декорации и костюмы , выполненные художником Анной Нежной по сохранившимся эскизам первого сценографа балета «Тамар» Льва Бакста.
Тонкое чувство стиля и яркую творческую индивидуальность в исполнении главных партий балета проявили танцовщики Ирма Ниорадзе, Кристина Кретова, Александра Тимофеева (Тамар), Илья Кузнецов и Нериус Юшка (Путник).

4
5
6

Первые исполнители главных партий в воссозданном балете "Тамар" Ирма Ниорадзе и Илья Кузнецов (Мариинский театр)



Премьера балета состоялась 22 марта 2006 года на сцене Государственного Кремлевского Дворца.
За восемь лет балет показали во многих городах России, а также в Париже и Лондоне.

Сегодня «Тамар» - единственный лермонтовский балет, идущий на театральной сцене.

Вера Кошелева.