Мне в ту ночь играл рояль, Шопен, Шопен…

Постановкой удивительной «Шопенианы» на музыку Фредерика Шпена открылись долгожданные «РУССКИЕ СЕЗОНЫ XXI ВЕКА» в столице Объединенных Арабских Эмиратов – АБУ-ДАБИ.Впервые в истории региона ближнего Востока и такого молодого государства как Эмираты, после головокружительного успеха в парижском  «CHAMPSELYSEES» и лондонском «COLISEUM», после выступлений в крупнейших городах Росси, Белоруссии и украины ДЯГИЛЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ “BALLET RUSSES” прошел в ОАЭ на сцене театра пятизвездочного отеля “EMIRATES PALACE”.

 

Всё началось с того, что в апреле 2011 года в ОАЭ прибыл Андрис Лиепа, известный российский танцовщик, хореограф и продюсер, руководитель Благотворительного фонда имени своего отца, Мариса Лиепы, воодушевленный идеей показать местной публике лучшие балетные постановки из восстановленных им и командой его единомышленников спектаклей легендарного мецената и патрона искусств Сергея Дягилева.

И уже 22 сентября 2011 года Благотворительный Фонд имени Мариса Лиепы под патронажем Его Высочества Шейха Нахайяна бен Мубарака Аль Нахайяна и при поддержке посольства Российской Федерации в ОАЭ, а также компаний ОАО «Газпром», Olympic City, Pearl Revival Committee, «M Premier» и Российского Совета предпринимателей в Дубае и северных эмиратах представил блистательных Илзе Лиепу и Николая Цискаридзе в «Русских Сезонах XXI века».

В программу этого поразительного вечера были включены театральное представление, выставка произведений живописи современных художников, гала-ужин и благотворительный аукцион, проведенный аукционным домом Bonhams. Медийными спонсорами события выступили издательский дом «Русские Эмираты» и «Русское радио» в Арабских Эмиратах.

Балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, жемчужина «Русских сезонов» Сергея Дягилева, был выбран для этого вечера неслучайно, именно в нем Марис Лиепа когда-то танцевал партию Юноши. В вечер эмиратской «Шопенианы» выступили звезды Большого – народный артист России, лауреат Государственных премий Николай Цискаридзе, заслуженная артистка России Марианна Рыжкина, лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Анжелина Воронцова. Cледующим подарком балетоманам стали «Половецкие пляски» из оперы Игоря Бородина «Князь Игорь», где в партии Половчанки предстала дочь Мариса Лиепы, звезда мирового балета, солистка Большого театра, народная артистка России, лауреат Государственной премии Илзе Лиепа.

Неотъемлемой частью всех спектаклей проекта «Русские сезоны XXI века» являются артисты театра «Кремлевский балет» (художественный руководитель – народный артист России, лауреат премии Москвы Андрей Петров), которые в этот вечер также вышли на сцену Emirates Palace. В перерывах между основными фрагментами из спектаклей были показаны русский народный танец в исполнении Илзе Лиепа, а также специально подготовленные танцы Белой и Черной жемчужных королев, посвященные спонсору вечера – эмиратской компании Pearl Revival Committee.

«Я абсолютно уверен, что этот вечер русского балета в Абу-Даби станет еще одним поводом для общей радости, укрепления нашей дружбы и взаимопонимания между культурами. Нам в ОАЭ представилась уникальная возможность насладиться творчеством одних из самых талантливых и известных в мире артистов русской классической балетной сцены», – отметил в своем приветственном обращении шейх Нахайян бен Мубарак Аль Нахайян, министр высшего образования и научных исследований ОАЭ, открывая вечер.

«Это наше первое выступление в Арабских Эмиратах, и мы считаем большой привилегией давать спектакль перед столь многонациональной аудиторией зрителей, живущих в этой удивительной стране. Мы приготовили для вас прекрасный репертуар и надеемся, что он поможет показать всё мастерство наших артистов на этой прекрасной сцене. Мы также надеемся, что зрители ОАЭ по достоинству оценят выбранные нами фрагменты из выдающихся балетных постановок, и конечно же, надеемся превратить дягилевские «Русские сезоны XXI века» в традиционное ежегодное мероприятие для всех поклонников русского балета в этой стране» – сказал Андрис Лиепа.

Напомним, что Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы был основан в 1996 году, год 60-летия со дня рождения легендарного русского танцовщика, хореографа и педагога Мариса Эдуардовича Лиепы (19361989). Вся мировая хореографическая общественность и любители балета отмечали это событие. Очень многие из его планов и идей остались не реализованными и не осуществленными, поэтому было принято решение о создании структуры – общественного благотворительного фонда, для возможно более полной реализации творческих планов.

Целью фонда стало сохранение, поддержание и развитие традиций в области культуры и хореографии. Марис Лиепа был прекрасным педагогом, воспитавшим большое количество артистов. Поддержание молодых артистов балета и воспитанников хореографических училищ, предоставление им возможности выступлений и привлечение их к серьезной работе в новых спектаклях стало одной из задач фонда.

Помимо преподавательской деятельности, Марис Лиепа в течение многих лет собирал материалы по «Русским сезонам в Париже» и увлекался идеей восстановления шедевров русской хореографии, которые были представлены в начале века меценатом и благотворителем, основателем компании «Ballets Russes» Сергеем Дягилевым (1872-1929), оказав огромное влияние на развитие всей мировой культуры. Марис Лиепа был первым, кто вернул зрителям балет Михаила Фокина, который не шел в России: в 1966 году Марис Эдуардович восстановил «Видение розы» и станцевал его премьеру на гастролях Большого театра на Кубе, а потом уже в Большом театре СССР.

Любовь к восстановлению спектаклей пришла к Андрису Лиепа от отца. В 1989 году, работая в балетной труппе Михаила Барышникова, он познакомился с внучкой Михаила Фокина – Изабель Фокиной, и, начав работу над восстановлением трех шедевров хореографического искусства – «Петрушкой», «Жар-птицей», «Шехерезадой», в 1992 году пригласил Изабель в Москву. Проект восстановления балетов получил название «Возвращение Жар-птицы», так как мечтой Михаила Фокина было когда-нибудь вернуться в Россию, хотя бы в виде спектаклей. В 1993 году Кировскому театру вернули его первоначальное имя – Мариинский, и «Жар-птица» символично вернулась в родной и любимый театр Михаила Фокина.

Вот почему сегодня одной из главных задач фонда является привлечение внимания общественности к утраченным или забытым шедеврам хореографического искусства.

Руководят фондом дети Мариса Лиепы, приемники традиций балетной династии Лиепа – народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа. Артистическим директором является Екатерина Лиепа, исполнительным директором – Елена Ульянова. Художники фонда Анна и Анатолий Нежные. Для каждого проекта привлекаются волонтеры и добровольцы.

На сегодняшний день фонд имени Мариса Лиепы считается одним из интереснейших культурных и продюсерских центров. Его работа широко освещается средствами массовой информации. География деятельности фонда очень широка. Он организует и проводит мероприятия не только в Москве и других городах России, но и за рубежом. Причем, не только в странах Европы, но и Востока.

Многие зрители, наверное, даже сразу и не сумели понять, насколько нам всем повезло. Мы в ОАЭ получили возможность увидеть лучших танцовщиков в лучших балетных постановках всех времен и народов, которым когда-то, в начале ХХ столетия рукоплескали Габриэль Шанель, русская аристократия и представители правящих домов Европы. И если вы весь вечер в Абу-Даби внимательно следили за тем, что происходит на сцене театра в отеле Emirates Palace, то в какой-то момент, вам, наверняка стало непонятно, в какой стране и каком веке всё происходит…

Приятным наблюдением стало и то, что среди зрителей в вечер 22 сентября было немало известных и состоятельных членов эмиратского общества, с которыми мы вместе слушали Шопена, глядя за воздушными и совершенно невесомыми балеринами, буквально парящими над сценой…

Осталось еще раз выразить бесконечное восхищение, благодарность и искреннюю любовь Андрису и Илзе Лиепа, и всем тем, кто поддержал их неповторимый проект и желание восстановить для будущих поколений то, что было создано гениями, увы, уже ушедшего XX столетия.

Елена Ольховская

журнал «Русские Эмираты»