Зал Theatre des Champs-Elysees сверкал украшениями, щеголял мехами, на разных языках высказывал восхищение и умолял об автографах великолепную именинницу. Едва ли можно представить себе другой повод, способный усадить на соседних креслах Пьера Кардена, Ролана Пети, Родиона Щедрина, посла Александра Орлова и даже местного епископа. За организацию торжеств взялся Андрис Лиепа, возглавляющий фонд Мариса Лиепы, который регулярно поставляет из России в Париж балетных звезд. Не затягивая вступительную речь, господин Лиепа уступил место виновнице торжества.
На экране один за другим сменялись кадры коронных партий Майи Плисецкой (отрывки из фильма «Ave Maya» Никиты Тихонова): волчком крутилась безудержная Китри, с размашистых прыжков самоотверженно ныряла в «рыбку» своенравная Лауренсия, покоряла одним взглядом властная бунтарка Кармен, рвалась на волю «босоножка» Айседора. Зрители сидели не шелохнувшись, так и не осмелившись прервать аплодисментами впечатляющую видеохронику. Но при появлении в бельэтаже юбилярши на овации не поскупились — стоячий зал Плисецкая приветствовала щедрыми ручными реверансами.
Продуманной режиссуре юбилейного вечера организаторы предпочли стандартный дивертисмент «лучших танцовщиков ведущих балетных трупп мира». Но с обещанными мировыми звездами на сцене оказалось негусто. Не доехали до Парижа ранее заявленные питерские солисты Анастасия и Денис Матвиенко, балет Берлинской оперы представляла россиянка Людмила Коновалова, а единственная этуаль Парижской оперы Аньес Летесю была заменена на первых танцовщиков Людмилу Паглиеро и Кристофа Дюкена.
Программа оказалась еще более случайной: артисты приподнесли Майе Плисецкой перетанцованные сотни раз партии, часть из которых не имела отношения к ее репертуару. Добросовестно, трепетно «допевая» руками все позы в адрес именинницы, исполнили па-де-де из «Корсара» Александра Тимофеева и Андрей Баталов. Подрастеряв былую легкость, но не утратив драматичности, извивался и страдал вокруг своей Зобеиды (Илзе Лиепа) Николай Цискаридзе. Госпожа Лиепа оказалась самой красноречивой на поздравления: к «Шехерезаде» и своей версии «Болеро» ей показалось уместным добавить эстрадный номер «Встреча», придуманный когда-то для «Новой волны» в Юрмале.
В па-де-де из балета «Талисман» его исправный исполнитель Михаил Лобухин раззадорился не на шутку и в танцевальном угаре так лихо забрасывал в поддержках свою партнершу москвичку Марию Александрову, что было боязно за ее спину. Солистка Большого взяла свое в хрестоматийной роли Плисецкой Кармен, настойчиво покоряя сдавшегося с первых нот Хозе (Андрей Меркурьев). На финал припасли забойные вариации «Дон Кихота», и после порции балетных трюков на сцену вышла Майя Плисецкая. С нескрываемым удовольствием она упивалась восторженными овациями и отвечала на них своими роскошными повелевающими жестами. И в ее танце, пусть уже только рук, было столько свободы и счастья, что трехчасовой гала стоил этих последних десяти минут.
Мария Сидельникова