С 4 по 7 марта на сцене театра Champs-Elysees в Париже прошли гастроли проекта «Русские сезоны XXI века», приуроченные к Году России во Франции и Франции в России. Сто лет назад «Русские сезоны» Сергея Дягилева принесли славу русскому национальному искусству в Париже, Лондоне, Риме – во всех крупнейших европейских столицах. В разное время в «Русских сезонах» принимал участие весь цвет российского артистического и художественного сообщества: Александр Бенуа, Лев Бакст, Михаил Врубель, Игорь Грабарь, Валентин Серов, Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Михаил Фокин, Игорь Стравинский, Анна Павлова, Вацлав Нижинский и многие другие. Их поддерживали европейские единомышленники: Анри Матисс, Пабло Пикассо, Жорж Брак, Джакомо Балла, Жан Кокто, Коко Шанель. РЕКЛАМА «Явление Дягилева как персоны совершенно феноменально: он прорубил для русского искусства „окно в Европу”», – признает известнейший русский танцовщик и хореограф, автор реконструкций дягилевских спектаклей Андрис Лиепа. Он отмечает, что обычно спектакли живут 10-20 лет, а не 100. Проект «Русские сезоны XXI века» под руководством Лиепы привез в Париж полностью восстановленные балеты начала прошлого века: «Жар-птицу» Стравинского и «Шехерезаду» Римского-Корсакова, «Павильон Армиды» Черепнина и «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси с декорациями и костюмами художников «Мира искусства» Бакста, Бенуа, Головина. В балетах танцевали звезды Большого и Мариинского театров: Мария Александрова и Николай Цискаридзе, Ирма Ниорадзе и Михаил Лобухин, Татьяна Чернобровкина и Артем Ячменников, а также прима-балерина театра «Кремлевский балет» Кристина Кретова. «Русские сезоны» проходят в Париже уже четвертый раз с огромным успехом. В этом году билеты были распроданы за несколько месяцев до начала спектакля, а их стоимость в среднем составляла 90 евро. В театре Champs-Elysees цена билетов обычно не превышает 10-15 евро. В первый день гостями балета стали официальные делегации со стороны России и Франции в рамках визита президента Дмитрия Медведева в Париж. Три других спектакля своим присутствием отметили чиновники и главы крупнейших российских и зарубежных компаний. Так, 6 марта театр посетили глава РЖД Владимир Якунин и региональный вице-президент Tupperware СНГ Елена Путилина. Крупнейшими спонсорами проекта стали «Газпром» и РЖД. Однако Андрис Лиепа считает, что сегодняшняя спонсорская поддержка еще далека от меценатской дягилевских почитателей начала XX века. «В дягилевские проекты инвестировали люди из высшего сословия, поэтому его спектакли получались настолько качественными, что просто ошеломляли зрителей. Это были постановки такого класса, что даже сегодня, спустя 100 лет, в эпоху кино и телевидения, их декорации, костюмы поражают зрителей. Например, в начале спектакля „Жар-птица”, когда открывается занавес, но на сцене еще никого из артистов нет, зрители аплодируют уже той картинке, той сценографии, которую они видят на сцене», – отмечает Андрис Лиепа. Он, в частности, отметил, что ровно год заняло получение разрешения на то, чтобы на сцене был настоящий фонтан. На торжественном приеме, организованном после спектакля компанией Tupperware, Лиепа отметил, что ставит перед собой цель привезти спектакли с их исторической Родины во Франции на родину их основателей в Россию. Уже в конце прошлого года «Русские сезоны» провели тур по городам России: Ярославлю, Рязани, Самаре, Казани, Ижевску, Перми, Иваново. Однако, как ранее заявлял Лиепа, показывать спектакли в Москве он не спешит. «Это очень дорого. Дороже, чем в Париже. Мы делали фестиваль Дягилева, в прошлом году сделали премьеру „Павильона Армиды”. На один спектакль – на премьеру – я могу найти спонсоров. Организовать последующие показы намного труднее», – констатировал народный артист.

 «Эксперт»