Не так уж часто лучшие танцовщицы мира радуют публику своими бенефисами. Илзе Лиепа, народная артистка России преподнесла накануне такой подарок на новой сцене Большого театра – два одноактных балета. Первый – спектакль «Клеопатра – Ида Рубинштейн» в постановке Патрика де Бана стал московской премьерой. Этим летом он с триумфом прошёл в театре на Елисейских Полях в Париже. Продолжение программы оказалось не менее весомым. Во втором отделении был показан шедевр Ролана Пети «Пиковая дама». Рассказывают «Новости культуры».

В этот вечер спектакли на всех площадках Большого театра начинаются с минуты молчания – в память о Галине Вишневской. На основной сцене – опера «Турандот», на новой – балет «Клеопатра – Ида Рубинштейн». Эта московская премьера – бенефисный спектакль Илзе Лиепы. На сцене она – одна в двух лицах: известная танцовщица Ида Рубинштейн в шикарном парижском особняке и царица Клеопатра из жаркой пустыни. Идея сделать спектакль по мотивам маленького кусочка из яркой биографии самой непредсказуемой – эпатажной как сказали бы сегодня – танцовщицы начала 20-го века Иды Рубинштейн принадлежит Андрису Лиепе. Родилась она во время съемок фильма «Шахерезада».

«Когда я увидел, что с экрана на меня смотрит не Илзе, не моя сестра, а смотрит Ида Рубинштейн, вот с этого момента вся эта история и закрутилась, – признается народный артист России, руководитель проекта Андрис Лиепа – Илзе – блистательная актриса. Помимо того, что она балерина, у нее есть этот дар актрисы, которая может сыграть все, что угодно без слов».

Либретто к балету написал парижанин Жан Франсуа Вазель. В этой пластической истории, рассказанной Илзе Лиепой, – непрофессиональная балерина убеждает Михаила Фокина поставить на нее спектакль и… становится звездой. За постановку взялся приглашенный хореограф Венской оперы – француз Патрик де Бана.

«Моя Ида Рубинштейн – это очень независимая женщина, очень сложная женщина, очень элегантная женщина, – говорит хореограф Патрик де Бана. – Это женщина мира. Та, что покорила Париж в начале ХХ века как икона моды. Она сама была от кутюр! Илзе такая же – они с Идой будто сестры».

Вот он – выход королевы, в шикарном наряде. Такие любила Ида Рубинштейн. Костюмы не только для сцены, но и для выходов в свет для нее создавали Бакст и Бенуа. Эти наряды меняли европейскую моду. В Рубинштейн – женщину, которая перелетала через Альпы на аэроплане, охотилась на оленей в Норвегии, ночевала в палаточном лагере в горах Сардинии – были влюблены, кажется, все.

«Какая-то невероятная женщина, утонченная, пропитанная серебряным веком, квинтэссенция что называется, – отмечает художник Павел Каплевич. – Мне кажется, Илзе очень точно этому соответствует. Она вся такая из звезд, из комет, из протуберанцев. Мне кажется, это здорово – такой русский сфинкс».

В этот вечер рядом с Илзе Лиепа – солисты Мариинки, Большого, театра Станиславского и Кремлевского балета. Они не танцуют, скорее, играют – легендарных Павлову, Нижинского, Карсавину и самого реформатора-Фокина. А Ида Рубинштейн – рядом с ними учится балетным движениям, поднимаясь на какую-то недосягаемую высоту. И вот уже в образе легенды все четче проступают черты самой Илзе Лиепы.

Телеканал «Культура»