Когда в прошлом году на сцене минского Большого театра народный артист России Андрис Лиепа представил спектакли из «Русских сезонов», казалось, что это будет разовая акция. Однако сразу после европейского турне в нынешнем октябре очередные постановки «Тамар», «Болеро» и номер «Посвящение Дягилеву» Андрис привез в Беларусь, с которой у него особые связи — еще с советских времен.

Балеты «Тамар» и «Болеро» исполнили на минской сцене лучшие артисты Большого и Мариинского театров, Кремлевского балета. Специальный номер вечера «Посвящение Дягилеву» представил народный артист России Фарух Рузиматов. А 9 ноября в белорусском Большом покажут «Шехеразаду» и еще раз «Тамар» при участии белорусских артистов. Главные партии в «Тамар» исполнят заслуженная артистка России Александра Тимофеева и Илья Кузнецов. В «Болеро» Танцовщицу сыграет народная артистка России, прима Большого театра Илзе Лиепа.

История сотрудничества Андриса Лиепы с минским Большим театром уходит в 80-е годы прошлого века. Тогда на здешних подмостках Лиепа репетировал с белорусским балетмейстером Валентином Елизарьевым, который подготовил Андриса к международному конкурсу в США, после которого звезда молодого танцовщика стала восходить так же стремительно, как и его отца — Мариса.

Приезжая сейчас в Минск, Лиепа может с полным правом утверждать, что он здесь как дома. В последний свой приезд в октябре у него состоялся серьезный разговор с директором Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Владимиром Гридюшко:

- Господин Гридюшко, можно сказать, схватил меня, как жар-птицу, за хвост. Он сказал, что стоит подумать о постоянных постановках на сцене минского театра. Признаюсь, на осуществление многих идей мне не хватает времени. Но в этом случае я дал согласие подумать. Говорить о расписании будущих спектаклей пока рано, но если позволят технические возможности сцен в других городах, то и в областных центрах Беларуси публика сможет увидеть «Русские сезоны».

В прошлом году минчане уже имели удовольствие видеть «Шехеразаду», а также «Жар-птицу» — именно поэтому Андрис употребил такую аллюзию в отношении своих будущих проектов в Беларуси.

«Русские сезоны» дают возможность насладиться музыкой Прокофьева, Римского-Корсакова, Игоря Стравинского. А главное, как отмечает Лиепа, в постановках по мотивам парижских представлений Сергея Дягилева столетней давности сохраняются лучшие традиции классического искусства:

- Нынче многие театры перешли к современным технологиям, которые из-за обилия металлоконструкций и светодиодных экранов заслоняют собой пластику человеческого тела. Настоящий русский балет нужно искать в дягилевских «сезонах».

Спектакли, которые в начале ХХ века ставил в Париже Сергей Дягилев, не могут оставить равнодушными белорусов. Здесь много ценителей русского балета. Да и белорусская балетная школа многое заимствует у русской. Символично, что Лиепа продолжает традиции, начатые Дягилевым, по «генеалогической линии»: его отец Марис учился у Сержа Лифаря, танцовщика, который выступал в «Русских сезонах» в Париже. Многое, однако, приходится восстанавливать — по фотографиям, по воспоминаниям, в частности, декорации, которые реконструируют российские художники Анна и Анатолий Нежные. Анатолий — еще и главный художник Государственного Кремлевского дворца.

«Русские сезоны» получили поддержку на самом высоком уровне. Один из партнеров проекта в Беларуси — Министерство культуры. Министр Павел Латушко считает, что акция — «пример сохранения исторического и культурного наследия через совместные усилия мирового сообщества». Андрис Лиепа видит большую перспективу в минских циклах «Русских сезонов»:

- Беларусь — это мост между Россией и Европой, Москвой и Парижем. Все лучшее, что появляется в творческой лаборатории «Русских сезонов», белорусы будут видеть одними из первых. А после Минска спектакли по Дягилеву отправляются на суд российского зрителя.

Виктор Корбут

«Союз. Беларусь-Россия»