Балет «Павильон Армиды» появится 1 февраля на сцене Кремлевского дворца. Это совместный проект Фонда Мариса Лиепы и труппы «Кремлевский балет», а также этап в многолетней эпопее Андриса Лиепы. Он одержим идеей так или иначе возродить балеты, некогда покорившие Европу и составившие славу дягилевских «Русских сезонов».

«Павильон Армиды» был поставлен в Петербурге в 1907 году, а в Париже показан в 1909-м. Сюжет одноактного спектакля крутился вокруг волшебного гобелена, на котором изображена сцена из поэмы Тассо «Ринальдо и Армида». Под этим изображением XVII века пришлось заночевать некоему виконту, живущему гораздо позже, на рубеже XVIII—XIX столетий. Ночью гобелен оживает. На фоне пейзажа, навеянного Версалем и садами такого же рода, волшебница Армида со свитой манит героя роковой красотой, закружив юношу в вихре удовольствий. Утром путник уезжает, но его душа навеки отравлена ночной иллюзией, которая оказывается наполовину явью. Балет, по отзывам современников, был чрезвычайно декоративен и радовал глаз роскошью, но за каскадами танцев и простенькой фабулой скрывались не совсем простые размышления о столкновении любви со всеразрушающим временем.

Как и прочие спектакли, привезенные Сергеем Дягилевым, балет произвел фурор: спектакль повествовал об эпохе барокко, и парижане изумились способности иностранцев вникать в тонкости иной культуры. Потрясли и исполнители — молодые артисты Анна Павлова и Вацлав Нижинский, сделавшие в «Павильоне» шаг к будущему статусу легенд русского балета. Сценография Александра Бенуа, знатока, бредившего королевской Францией времен Людовиков, переносила зрителей в разгар культуры абсолютизма. А танцы, сочиненные хореографом Михаилом Фокиным, соединяли приметы старинных придворных спектаклей с виртуозной академической классикой. На сегодняшний день хореография балета утрачена. Решив возродить «Павильон Армиды», Андрис Лиепа предложил поставить новые танцы (в стиле старых) литовскому хореографу Юриусу Сморигинасу. Но сохранились эскизы Бенуа, по которым сделали декорации. Организаторы проекта, по их словам, хотели создать «историю роскошных дам и галантных кавалеров» и «утонченную стилизацию золотого века Франции». Что касается музыки, она, как и ранее, принадлежит композитору Николаю Черепнину. Балет по сравнению с прежней версией хронологически расширен, в него добавлены другие сочинения композитора и новые танцевальные эпизоды.

В главных ролях заняты звезды: Армиду танцует прима Большого театра Мария Александрова, в роли виконта де Божанси солист Мариинского театра Михаил Лобухин. После премьеры Андрис Лиепа планирует везти балет на гастроли по России, а также показать его в Париже, где сто лет назад спектакль с тем же названием шел на сцене театра Шатле. Новую старую «Армиду» французы увидят в Театре Елисейских полей. В планах Лиепы, имеющего в запасе несколько спектаклей по мотивам истории русского балетного зарубежья, постановка еще трех балетов из антрепризы Дягилева: «Нарцисс», «Клеопатра» и «Весна священная».

МАЙЯ КРЫЛОВА

РБК daily