Гость в студии – народный артист России, известный танцовщик, режиссёр и продюсер Андрис Марисович Лиепа. 6 января 2012 года ему исполнилось 50 лет. Круглая дата, настоящий юбилей.

Как прошёл юбилей? На работе, насколько известно?

По словам А. Лиепы, на работе. Для артистов святое – это ёлки. Когда родилась его дочка Ксюша, А. Лиепа понял, что с этого момента он должен делать что-то необычное для детей. И вот уже на протяжении 10 лет он делает в Гостином дворе и в Манеже детские новогодние мероприятия. И очень рад тому, что и родители, и дети после спектаклей подходят и благодарят за то, что это делается. Его Ксюша уже выросла, ей исполнилось 14 января 14 лет. Это уже совсем взрослый ребёнок, который уже вырос из смешариков. Но какие-то добрые и тёплые отношения с этими мероприятиями сложились, и мы работаем очень серьёзно и искренне. Всех поздравляем с Новым годом.

Каково отношение к своим дням рождения? Многие после того, как у них заканчивается детство, совсем никак не отмечают свои дни рождения, не любят эти даты. Воспринимают их как нечто неизбежное, но неприятное.

Как рассказал Андрис Лиепа, в детстве родители на дни рождения его очень баловали. Собирали большие компании. И дни рождения отмечались очень торжественно. В доме был большой стол, который отец заказал в мастерских Большого театра, приглашались известные артисты, все приходили и поздравляли. Андрису Лиепе всё это очень нравилось.

Но с какого-то определённого момента он понял, что 6 января – это ещё и постный день и в этот день лучше не праздновать день рождения. Поэтому сейчас он дожидается ночной службы, идёт на неё и уже утром как бы разговляется со своими друзьями-артистами и отмечает свой день рождения. И обязательно в этот день ездит к маме.

Получается всё-таки позитивное отношение к своим дням рождения?

Андрис Лиепа не понимает, как может быть по-другому, тем более что это ещё и Сочельник перед Рождеством. Да и мама его поддерживает, всегда очень смешно рассказывает, как она приехала рожать в знаменитый роддом имени Гровермана, где её перепутали с сопровождающей. Если бы на месте этого роддома задумали когда-нибудь сделать Музей Москвы, ведь оттуда очень много талантливых людей вышло.

Любой юбилей – это время подводить какие-то итоги. С чего бы сегодняшний Андрис Лиепа начал свои мемуары, если бы он их писал? Или ещё рано это делать?

Андрис Лиепа признался, что задумывался над этим вопросом. У него есть очень хорошая коллекция фотографий, которые сделала Нина Аловерт (Nina Alovert), известный американский фотограф. Она очень много снимает балет. Выпустила замечательную книжку про Барышникова. Только что с Николаем Цискаридзе сделала очень хорошую книгу. А. Лиепа же ждал какой-то даты, чтобы начать вспоминать.

А вспоминать ему есть о чём. Восемь лет работы в Большом театре, потом полтора года у Барышникова в American Ballet Theatre (ABT), затем работа с Ниной Ананиашвили, с которой они впервые как танцовщики поехали и танцевали в New York City Ballet (баланчиновская компания). Потом он получил приглашение от Олега Виноградова, художественного руководителя – главного балетмейстера Кировского балета приехать в Ленинград, где он проработал 7 лет. В это же время Андрис Лиепа ездил и работал у Мориса Бежара, у Рудольфа Нуриева, танцевал «Лебединое озеро» в Grand Opera, работал в Шведской королевской опере, в Римской опере.

Так получилось, что у Андриса Лиепы затем случилась травма, и он задумался, что нужно делать что-то другое. И вот уже почти 20 лет он работает как режиссёр, перейдя в другую творческую ипостась. Режиссёров в России, по его мнению, вообще не хватает. Такая огромная страна, а профессиональных режиссёров, которые бы могли работать в разных жанрах, очень мало. Даже драматических режиссёров очень мало. Не говоря уже о режиссёрах, которые ставят музыкальные программы. Таких вообще единицы, можно по пальцам пересчитать.

В настоящее время Андрис Лиепа много работает с эстрадой, в цирке, поставил две серьёзные оперы русских композиторов.

В Мариинском театре – оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» для Валерия Гергиева с декорациями Ивана Билибина. Восстановили они очень красивую оперу с художником Анатолием Нежным.

А потом Андрис Лиепа с супругой Анатолия Нежного Анной сделал очень хорошую версию оперы «Евгений Онегин» и поставил её для Центра оперного искусства Галины Павловны Вишневской, когда в прошлом году отмечали её 85-летие. Затем вывезли этот спектакль в Париж, в знаменитый «Эспас Карден», где он прошёл с огромным успехом. Так что Андрису Лиепе есть чем поделиться с будущими читателями.

Для Большого театра ничего ставить не планируется?

Для Андриса Лиепы вопрос этот очень интересный. В Большой театр пришёл новый художественный руководитель — артистический директор Сергей Филин, ученик замечательного российского педагога Александра Александровича Прокофьева. С ним А. Лиепа договорился, что 12 апреля в Большом будет проведён вечер, посвящённый отцу – Марису Лиепе. 2011 год был юбилейным для Мариса Лиепы, которому бы исполнилось 75 лет.

Разговор о вечере Мариса Лиепы состоялся перед самым открытием Большого театра до Нового года. И руководство театра определило дату – 12 апреля, День космонавтики. А. Лиепа считает, что такой праздник вполне можно отметить в Большом театре вечером памяти Мариса Лиепы.

Каким показался Большой театр после реконструкции? Удалось ли его посетить?

Андрис Лиепа был в Большом театре на спектакле «Спящая красавица». Побывал он, в том числе, и за кулисами. Счастлив, что Большой театр открыли. Конечно, попасть в тот Большой театр, который был раньше, уже невозможно. Как бы всё – case closed, как говорят англичане. Всё закончилось. Больше в тот театр попасть нельзя. Так что надо осваивать этот Большой театр.

По мнению гостя, в том, что про новый Большой театр говорит Николай Цискаридзе, есть много правды. Но опять же понятно, что все, кто работают в нём, счастливы, что театр заработал.

Игорь Гмыза

Радио России