Трудно поверить: Андрису Лиепе — блистательному балетному принцу российской сцены на днях исполнилось 50 лет. Народный артист России Андрис Лиепа — один из самых известных в нашей стране и за ее пределами танцовщиков – из семьи знаменитого Мариса Лиепы. Его сестра народная артистка России Илзе Лиепа также является продолжательницей семейной традиции, она — солистка Большого театра.

Мне довелось видеть выступление совсем еще юного Андриса на IV Московском международном конкурсе артистов балета 1981 года, в котором его дуэт с Ниной Ананиашвили был удостоен золотой медали среди участников младшей группы, а также на следующем московском конкурсе 1985 года, на котором он стал серебряным призером.

Свою карьеру Андрис Лиепа начал в труппе Большого театра. Он работал в зарубежных труппах, в том числе — в конце 1980-х годов — в Нью-Йорк-сити-балет и в Американском театре балета, которым руководил Михаил Барышников, был солистом ленинградского Кировского театра. Кстати, на этой сцене мне довелось видеть Андриса — роскошного Ромео в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».

С течением времени актерское и профессиональное мастерство Андриса Лиепы крепло. Его танец, сохраняя мягкую лиричность и теплоту, обретал все большую свободу, техническую завершенность и эмоциональную глубину. И тем не менее, на протяжении всей своей карьеры танцовщика он должен был постоянно доказывать право на место в балетной элите – к этому обязывало то, что он сын великого Мариса Лиепы.

После обидной травмы в середине 1990-х годов Андрис Лиепа вынужден был покинуть сцену задолго до «штатного» завершения карьеры балетного танцовщика. Однако его кипучая деятельность в разных творческих ипостасях не сникла. Он выступает как антрепренер, ставит балеты, организует фестивали.

В 1991 году мне посчастливилось присутствовать на организованном Анатолием Собчаком и прошедшем в помещении Кировского театра грандиозном телемарафоне «Возрождение Санкт-Петербурга», в числе мировых звезд — участников которого был и Андрис Лиепа. Тогда же прямо на сцене Кировского театра я записал с Андрисом интервью, фрагменты которого сегодня, по истечении двух десятилетий, возвращают к самому звездному периоду творческой биографии артиста.

Андрис Лиепа: «Сейчас я «приписан» сам себе и работаю сразу в нескольких труппах, в том числе в швейцарской труппе Мориса Бежара, который специально для меня ставит новый балет. Предстоит станцевать 16 спектаклей в течение одного месяца. Конечно, это сумасшедшая нагрузка. Но именно это и прекрасно. Не так давно я станцевал Макбета в новом Кремлевском театре классического балета. Спектакль поставил Владимир Васильев. Сейчас он собирается ставить «Золушку», и тоже со мной. Счастлив, что имею возможность работать в труппе Кировского театра. Станцевал «Шопениану», «Баядерку», «Ромео и Джульетту». Олег Виноградов специально на меня поставил «Петрушку». Это первый балет в моей жизни, который был поставлен на меня. В тот момент мне было 28 лет. Думаю, что продолжатся и контакты с Большим театром. Я очень люблю эту сцену и готов танцевать все, в том числе и в баланчинском балете «Блудный сын».

Сегодня наши танцовщики получили счастливую возможность работать за рубежом. Но это совершенно не значит, что они не вернутся обратно, не принесут с собой что-то новое, прекрасное. Считаю, что за год работы в американской труппе я сделал столько, сколько не сделал бы здесь за пять лет. Мне абсолютно не мешает различие манер хореографов тех трупп, в которых приходится работать. Я обожаю перемены. Если я на одном месте, чувствую себя как в болоте, вяну. Мне очень нравится менять труппы. Это для меня огромный стимул. Год назад на сцене Кировского театра я впервые станцевал «Видение розы» на вечере памяти Нижинского – прекрасный, почти забытый номер. Над ним я работал с моим отцом. Это был последний балет, который он мне передал. Интересно, что в начале нынешнего года я танцевал его с молодой балериной Аней Плисецкой. Мы – второе поколение балетных династий…».

В 1993 году Андрис восстановил три балетных шедевра легендарного хореографа Михаила Фокина «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица». Эти балеты являлись украшением парижских «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Они произвели в свое время настоящий фурор в Европе, открыв неизвестные там дотоле высоты русского хореографического, да и вообще театрального искусства. Такая реакция европейцев отнюдь не случайна. Балеты поставлены на музыку выдающихся русских композиторов Игоря Стравинского и Николая Римского-Корсакова, авторами сценографии являются лучшие театральные художники начала ХХ века Александр Бенуа, Александр Головин и Лев Бакст, да и хореография отличалась изысканностью и новизной. Впоследствии все это было практически утрачено для отечественной культуры на многие десятилетия. Работа Лиепы получила значительный резонанс. Восстановленные им спектакли впервые увидели в России. Они стали украшением сцены Мариинского театра, их показали в Москве, в Кремлевском дворце съездов.

На киностудии «Мосфильм» был снят полнометражный фильм-балет «Возвращение Жар-птицы», в котором Андрис выступил в качестве режиссера-постановщика, продюсера и исполнителя главных партий во всех трех балетах. В 1998 году Французская академия кино за этот фильм вручила Андрису Лиепе приз «Золотая лента русского кино» в номинации «Режиссер-дебютант». Презентация DVD «Возвращение Жар-птицы», выпущенного компанией DECCA, прошла во многих странах. Состоялась она и в Самаре на традиционном фестивале «Кино – детям» 2003 года. Стараниями устроителей кинофестиваля вместе с уникальным фильмом-балетом тогда удалось «заполучить» в наш город и Андриса Лиепу. С тех пор его снимок – в фестивальной фоторетроспективе в кинотеатре «Художественный».

А несколькими годами ранее тогдашний художественный руководитель самарской балетной труппы Никита Долгушин поставил на сцене нашего театра вечер балетов Серебряного века, один из которых – «Жар-птица», и самарцы имели возможность сопоставить «живую» сценическую и киношную версии этого балета. Кстати, недавно известный театральный художник и историк моды Александр Васильев выполнил для Самарского оперного театра эскизы декораций и костюмов к балету «Павильон Армиды», который входил в программу балетного вечера Серебряного века. Этот балет скоро должен вновь вернуться в репертуар нашего театра.

Валерий ИВАНОВ

Самарские известия № 8