С “ПАВИЛЬОНА АРМИДЫ” сто лет назад началась эпоха мирового триумфа русского балета. И нынче Андрис Лиепа вместе с театром “Кремлевский Балет” восстановили знаменитую постановку балета Михаила Фокина, поставленного им некогда для Анны Павловой и Вацлава Нижинского. И вот после Маринки — Москва, Кремль… и не только — в июне “Павильон” едет покорять Париж – по маршруту Фокина.

Название балета, ласкающее слух любого балетомана, скорее всего, ничего не скажет рядовому зрителю. Между тем история этого балета, начавшись скромно, вскоре приобрела масштаб знакового явления в русском искусстве. 25 ноября 1907 года хореограф Михаил Фокин и художник Александр произвели фурор на сцене Мариинского театра, показав в качестве дополнения к “Лебединому озеру” одноактный балет “Павильон Армиды” на музыку Николая Черепнина, ученика Римского-Корсакова. В главных партиях появились Вацлав Нижинский, Анна Павлова и сам Михаил Фокин. Многие номера были неоднократно бисированы по требованию публики. Весть о балетном чуде вмиг разнеслась по Петербургу, хотя премьера была под угрозой срыва.

Как это водится у легендарных спектаклей, премьере сопутствовал скандал – Матильда Кшесинская, хозяйка петербургской сцены, репетировавшая роль Армиды, отказалась от участия в новой постановке. Вслед за ней ушел солист Павел Гердт (его партию пришлось танцевать Фокину). Да и с театральным деятелем Сергеем Дягилевым поступили некрасиво. Когда он пришел на репетицию, к нему подошел полицейский и вежливо, но твердо попросил покинуть зал. А. Бенуа заметил на это, что после такого унизительного инцидента Дягилев, должно быть, поклялся отомстить императорским театрам. Безусловно, он не мог придумать ничего лучшего, как создать свою собственную всемирно известную балетную труппу. И он сделал это через два года, организовав “Русские Сезоны”. Первым спектаклем, предложенным на суд европейцам, стал именно “Павильон Армиды”. Это произошло 19 мая 1909 года.

Вежливую холодность зрителей к концу спектакля сменила непрекращающаяся овация. Триумф русского искусства на Западе начался именно с этого балета.

Сто лет спустя “Павильон Армиды” снова на сцене. Те же декорации и костюмы Бенуа, та же музыка Черепнина, но новые балетные звезды и новая хореографическая версия литовца Юриюса Сморигинаса, который бережно отнесся к эстетике фокинских полутонов и недосказанностей.

Между тем, в осуществление этого проекта мало кто верил. Почти три года авторы шли к премьере. Уникальные костюмы и декорации Бенуа восстанавливала по фотографиям и рисункам дизайнер Анна Нежная. Наследники Черепнина предоставили полную расшифровку музыкальной партитуры балета, которая десятилетия не была востребована.

Удачный подбор артистов как нельзя лучше соответствовал блистательному па-де-труа, развернувшемуся на фоне волшебного павильона таинственного замка.

Мария Александрова, уже перетанцевавшая почти всю классику в Большом, с видимым удовольствием окунулась в утонченный мир фокинской пластики. Не обладая чистотой линий Павловой, Александровой удалось представить свою Армиду страстной, женственной и утонченной тенью. В то время как, танцоры Михаил Лобухин и Михаил Мартынюк показали себя достойными соперниками в борьбе за сердце Армиды…

История, напомним, повествует о роковой красавице Армиде, разбивающей мужские сердца даже после своей смерти. Виконт де Божанси, он же Ринальдо, очарованный портретом таинственной красавицы вспыхивает любовью к её ожившему образу. Он в миг забывает о своей невесте, предаваясь чувственной страсти.

Техничность и сложность хореографии нового “Павильона” сочетаются с праздничной театральностью и изысканностью старого, отражая дух нашего времени не нарушая, однако, стилистику великого наследия Михаила Фокина.

Денис ЗАХАРОВ

«Вечерняя Москва»