1 февраля Андрис Лиепа показал в Москве «Павильон Армиды». Название балета напрямую отсылает к великому Дягилеву и его «Русским сезонам». Более того, именно с «Павильона Армиды» эти сезоны в Париже 100 лет назад и начались. В Риге спектакль будет гостить 16-17 мая.

Идею балета «Павильон Армиды» художнику Александру Бенуа подсказала новелла Теофиля Готье «Омфала». Омфала — лидийская царица, в услужение к которой по воле оракула на три года попал Геракл; красавица заставляла героя ходить в женской одежде и сидеть за прялкой вместе со служанками (что, впрочем, не помешало ей родить от Геракла детей)…
Но новелла и балет не об этом, а о прекрасной маркизе Армиде, вытканной на шпалере Бове. Наряженная Омфалой, она сходила ночью с полотна и зачаровывала всех встреченных ею мужчин. История таинственная и довольно эротическая…

Бенуа сочинил либретто и предложил композитору Николаю Черепнину, мужу своей племянницы, написать музыку. «Павильон Армиды» предназначался для Мариинки. Но Бенуа рассорился с директором театра и партитура легла «под сукно». Впрочем, ее исполняли в концертах, и хореограф Михаил Фокин, услышав ее, тут же — с помощью Сергея Дягилева — взялся за дело. Заручились поддержкой Матильды Кшесинской. Репетировали в Эрмитаже…
28 апреля 1907 года Le Gobelins anime («Оживший гобелен») показали как учебный спектакль. Постановка представляла собой более или менее полный центральный дивертисмент будущего трехактного балета. Главную партию исполняла Кшесинская. Раба Армиды (эту роль вписали в либретто по просьбе Фокина) танцевал Вацлав Нижинский.
«Фокин рассчитывал изумить публику необычайной высотой его прыжков и полетов, выполняемых без видимых усилий. Должен признаться, что я был очень удивлен, когда увидел это чудо лицом к лицу. Небольшого роста, плотного сложения, с совершенно заурядным, невыразительным лицом, он производил впечатление скорее мастерового, чем сказочного героя. Но то был Нижинский! Пожимая его руку, я представить не мог, что через два года ему суждено обрести мировую славу и закончить свою короткую, но совершенно фантастическую карьеру увенчанным ореолом гения», — вспоминал потом Бенуа. А какой костюм он выдумал для Нижинского! Вычурный, с подобием юбки (верно, в память о плененном Геракле). И с ожерельем из жемчуга и бриллиантов под подбородком. После триумфа «Павильона Армиды» в Париже знаменитый Картье начал торговать почти такими же..
Премьера в Санкт-Петербурге все же состоялась, но вытащили ее, как говорится, на зубах. К Дягилеву, пришедшему на репетицию в Мариинку, подошел полицейский и вежливо, но твердо приказал покинуть зал. («Безусловно, он не мог придумать ничего лучшего, как создать свой собственный всемирно известный театр», — писал в своих мемуарах Бенуа.) Дирекция экономила на костюмах. Кшесинская отказалась от участия в спектакле. Ее вызвалась заменить Анна Павлова. Первое представление под нажимом Бенуа и Фокина — им даже пришлось прибегнуть к шантажу, рассказав о чинимых им препонах в «Петербургской газете» — перенесли на неделю…
«Павильон Армиды» увидел свет 25 ноября 1907 года. Успех был огромный. «Это нужно показать Европе», — сказал Дягилев Бенуа. Мысль отвезти русский балет в Париж он вынашивал уже не первый год… и осуществил, наконец, 19 мая 1909-го.
Декорации и костюмы для парижского сезона пришло делать заново; Бенуа считал, что вторая попытка вышла у него значительно лучше первой. Павлова, связанная обязательствами перед европейскими антрепренерами, во Францию не успевала. Но одного Нижинского хватило для того, чтобы произвести сильнейшее впечатление на публику театра «Шатле». Такого танцора Париж и вообразить себе не мог…
Увы, все это было 100 лет назад. Хореографическая партитура «Павильона Армиды» не сохранилась — только несколько статичных фотографий. Фактически мы увидим новый спектакль со старым названием. Его авторы — Андрис Лиепа и литовец Юриюс Сморигинас. Визуальным решением «Павильона» занималась Анна Нежная. Из исполнителей критики выделяют солистку Большого театра Марину Александрову, Михаила Лобухина из Мариинки, и особенно — Наталью Балахничеву («Кремлевский балет» Андрея Петрова).

В том, что все они занимаются важным и нужным делом, нет сомнения. Недаром же за «Павильон Армиды» в этом году взялся и знаменитейший Джон Ноймайер. Его премьера — летом. В Гамбурге.

Маша Насардинова
Бизнес-Балтия №61