Вчера в Ригу приезжал звезда мирового балета, режиссер, наш соотечественник Андрис Лиепа. Приехал, чтобы проанонсировать свой проект «Русские сезоны. XXI век». А журналисты оповестили: в городе сменилась власть и можно будет наконец договориться об установке бюста Мариса Лиепы рядом с Оперой. Он же считает, что время не для скульптур — кризис, а нерукотворный памятник отцу — это балеты, которые он привозит в Латвию.

Балетный реставратор

В Риге 16 и 17 июня Андрис Лиепа представляет балеты «Шахерезада» и «Павильон Армиды», к работе над которыми его приобщил как раз отец. В этом году исполняется 100 лет легендарным Русским балетным сезонам, проводимым Сергеем Дягилевым в начале прошлого века в Париже. Тогда культурная столица Европы раскрыла для себя искусство России.

Марис Лиепа много лет собирал материалы по Русским сезонам и мечтал восстановить шедевры русской хореографии. В 1966 году он вернул на родину балет Михаила Фокина «Видение розы». А позже сын продолжил его дело.

 

- Всего на счету Дягилева 200 представлений, показанных в Париже. Мне удалось восстановить десять из них, так что есть еще чем заняться. Хочу персонально для Николая Цискаридзе воссоздать балет «Нарцисс», а для Илзе — «Клеопатру», — рассказывает Андрис, которого теперь называют балетным реставратором. — Это очень ответственно, увлекательно, но крайне сложно. Поставленная хореография никак не была зафиксирована, нет видеозаписей и ее передают мастера своим ученикам не из рук в руки, а из ног в ноги.

«Занавес открылся, и уже хочется аплодировать»

Три из этих реставрированных произведений — «Тамар», «Жар-птица», «Послеполуденный отдых фавна» — с участием труппы «Кремлевского балета» и таких великолепных танцовщиков, как Николай Цискаридзе, Ирма Ниорадзе, Кристина Кретова, показывали в прошлом году в Национальной опере. Но Лиепа-младший решил сделать показы Русских сезонов в Риге хорошей традицией и снова готов удивить публику. А в арсенале пластика, профессионализм звездных артистов, изумительные декорации и костюмы от дуэта известных художников Анны и Анатолия Нежных.

- Вы не представляете, как тяжело было найти художников. Творческим людям не хочется посвящать себя чужому делу. Многие предлагали нарисовать авторские декорации, а мне-то нужно было восстановить работы Бакста, Бенуа эпохи Серебряного века. Анне и Анатолию Нежным это удалось. Открывается занавес — и уже хочется аплодировать! — рассказывает Лиепа-младший.

А справедливости ради скажу, и со мной согласятся те, кто был на Русских сезонах в прошлом году, что и сам занавес уникален и фантастичен.

Фонтан вдохновения

Помимо этого нас ждет еще не то чтобы спецэффект, но явление необычайное. В «Павильоне Армиды» на сцене будет действующий фонтан высотой 12- 15 метров. Для его установки приедет бригада из Москвы. И дело не только в том, что выглядит это впечатляющее. Композитор Николай Черепнин изначально задумал, чтобы музыка звучала под плеск струящейся воды.

А всех гостей рижского представления ждет бокал французского шампанского — чтобы настроить на праздничную ноту.

- Я сам почти не пью, — утверждает Андрис. — Но балетная премьера немыслима без хорошего шампанского. А «Павильон Армиды» — это по сути премьерный показ. Его видели в Москве. Второй раз представляем его в Риге, и только потом, 19 июня, увидит Париж.

В свое время, после появления этих представлений в Париже, Равель стал по-другому сочинять музыку, Роден — по-другому лепить. И Андрис хочет, чтобы пришел, например, какой-то художник, увидел декорации «Павильона Армиды» и начал по-другому мыслить и творить. Такой видит свою сверхзадачу режиссер.

И, кажется, мир действительно жаждет вдохновения! Министерство культуры Китая обратилось в Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы с предложением устроить гастроли. На прошлой неделе команда Андриса показывала фрагменты из проекта «Русские сезоны. XXI век» в Пекине.

Кризис балета не коснулся

Заметки Андриса Лиепы

- Балет меньше переживает кризис, чем эстрада. Люди тянутся к искусству, потому что оно позволяет избавиться от далеко не радужного настроения, царящего в наше время. Поверьте, наслаждение от просмотра спектаклей сохраняется до двух-трех месяцев. Балетное искусство, в частности, дает удивительный импульс! Ко мне до сих пор подходят люди с благодарностью и говорят, какое удовольствие им подарил отец своими танцами.

Мы своих концертов не отменяем. Все билеты на три представления в Париже проданы. И даже 60 оставленных билетов для гостей с нашей стороны французские партнеры просят пустить в продажу. А вот в США и Великобританию, несмотря на планы, не поедем — по понятным причинам. Зато собираемся в следующем году устроить гастроли в Пекине — в Азии стабильней.

Внести свою ЛИЕПту

Андрис Лиепа — верующий христианин. Он сознательно пришел к православию в 33 года. Кстати, его день рождения выпал на православный Рождественский сочельник. Он ходит в церковь, посещает пустыньки, где восполняет свои силы. Особо любит приезжать в монастырь преподобного Серафима Саровского в Дивееве, под Нижним Новгородом. Там жил его духовный отец, который умер несколько лет назад.

Андрис является членом попечительского совета храма Великомученицы Екатерины, который возвели в Риме и открыли для прихожан буквально пять дней назад. Он очень сожалеет, что многие актеры из поколения его родителей, в частности его отец, не успели прийти к вере.

10% от проданных билетов на концерты Русских сезонов будут перечислены на строительство православного храма в честь новомучеников и исповедников российских в Болдерае.

- Я просил у своего наставника благословения на реализацию Русских сезонов. Недавно был у патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который также дал благословение. А с вами поделюсь: патриарх сказал, что и в Париже, буквально у Эйфелевой башни, готовится место для строительства церкви. Латвия благословенна, ведь сколько православных храмов тут находится! И я рад поддержать возведение храма в Болдерае, внести свою ЛИЕПту.

Сабира МУТАЛЛИМОВА

d-pils.lv