Марис Лиепа. Жизнь в танце

27 июля 1936 года родился Марис Лиепа.

В День рождения великого артиста мы публикуем отрывки из книги «Марис Лиепа. Жизнь в танце».

71копирование

Люблю ли я танец? Не знаю. Я уверен только в одном: танец — это вся моя жизнь.

72

 

Я знаю, что моя жизнь посвящена театру, искусству. Там я могу найти покой, даже если есть волнения и сложности. Только в театре, только с театром и только в этом горении.

65

Многоязычность в балете, по-моему, крайне необходима. Это основа интеллигентности любого театра. По крайней мере, такого театра, как Большой….

 

16

Главное не самопожертвование, старание, трудолюбие по отношению к искусству — все это заменяется одним словом — любовь.

54копирование

Нужно пройти через маленькие роли. Это азбука. Чтобы потом не водить пальцем по книгам, так и не понимая, что же там написали великие писатели, из произведений которых черпают идеи балетмейстеры современности. Чтобы знать их наизусть и «читать» с выражением. Громко. Или нежно, вполголоса. Или угрюмо, злобно. Но всегда правдиво.

67

Я впервые почувствовал, что потребность перебороть себя рождает колоссальный внутренний подъем. Улыбка, скрывающая гримасу боли, намного ценнее беспечной радости…

19

То, что ты хотел сказать при помощи этого огромного арсенала техники, нужно знать задолго до выхода на сцену.  Потому что во время спектакля  что-либо осмыслить  уже не возможно…

41

Надо научиться получать удовольствие от всего, что происходит в твоей жизни — будь это шумный праздник или рабочие будни. Надо почувствовать, что ты сам властвуешь над временем, заставить его работать на тебя, прислушаться к голосу собственного сердца, а не подчиняться безликому сухому расписанию. Надо постоянно испытывать радость от того, что ты живешь на этом свете: что ты дышишь, танцуешь, влюбляешься, ревнуешь, с кем-то расстаешься или сам бываешь покинутым…

34

Я живу с постоянным ощущением, что еще не сказал своего главного слова в искусстве. Только это ощущение и дает импульс непрерывным исканиям, новым работам, надеждам.

44

Пускай будут пантомима и маски, смех и пение, крик и слезы, живая лошадь на сцене и изощренные декорации, условные жесты или имитация полового акта, фейерверк и настоящая вода, пустая деревянная сцена или натуральный фон…. Ведь даже если всего этого не будет, если воцарится тишина и останется лишь человеческое тело — танец возможен. Возможен балет.

 

Из книги «Марис Лиепа. Жизнь в танце».  Издательский дом М.Светланова. Москва 2005 год