Пиковая мама

Отпраздновав в конце ноября 49-й день рождения, Илзе Лиепа дала бенефис на Новой сцене Большого театра. Одноактный балет Патрика де Бана «Клеопатра — Ида Рубинштейн», который Андрис Лиепа продюсировал для сестры, в Москве показали впервые.

 

Выставку фотографий из архива Илзе Лиепы в фойе театра осматривали тенор Владислав Пьявко, балерина Светлана Захарова, писательница Ирина Хакамада с фотографом Антоном Ланге, режиссер Владимир Меньшов с супругой Верой Алентовой, художник-постановщик «Клеопатры» Павел Каплевич, телеведущая Сати Спивакова, режиссер Александр Стриженов с дочерью, супруга экс-министра иностранных дел России Елена Козырева и неожиданно для многих депутат Госдумы Алина Кабаева. Госпожа Кабаева старалась держаться подальше от камер, что было вполне предсказуемо. А вот нежелание фотографироваться телеведущей Тины Канделаки вызывало удивление. «Не надо меня снимать, я здесь просто с друзьями»,— отмахивалась госпожа Канделаки, прячась за спину Павла Каплевича. Очевидно, публично выступая за свержение директора Большого Анатолия Иксанова в пользу воцарения танцовщика Николая Цискаридзе, госпожа Канделаки решила еще раз проинспектировать Большой.

Вечер открыл брат бенефициантки, автор проекта Андрис Лиепа, который рассказал, что мировая премьера спектакля «Клеопатра — Ида Рубинштейн», поставленного специально для Илзе Лиепы, состоялась в июле 2012 года на сцене театра Champs Elysees в Париже в рамках проекта «Русские сезоны ХХI века». «Я уверен, что Ида станет для Илзе такой же знаковой ролью, как Графиня в «Пиковой даме»»,— заметил он. Одноактный балет «Пиковая дама» в постановке Ролана Пети показали во втором отделении бенефиса. В паре с Илзе Лиепой танцевал Николай Цискаридзе — Германн.

На поклон залу Илзе Лиепа вышла, держа на руках дочку Надю. Вдова первого президента РФ Наина Ельцина аплодировала вместе со всеми зрителями. При этом она была расстроена до слез. В ходе спектакля пришла трагическая новость: ушла из жизни Галина Вишневская, с которой госпожа Ельцина была дружна. Против ожидания, выйдя на поклон, господин Лиепа не предложил почтить в Большом память великой оперной певицы.

После спектакля в атриуме Большого театра состоялся коктейль для друзей по случаю бенефиса. Алина Кабаева и Тина Канделаки на приеме отсутствовали. Зато господин Цискаридзе появился даже раньше своей партнерши. Первой его поздравила Наина Ельцина. «Да я уже старый»,— кокетничал Цискаридзе, обнимая госпожу Ельцину. Этот выданный себе самому эпитет позволил господину Цискаридзе присоединиться к компании Наины Ельциной и матери бенефициантки Маргариты Жигуновой.

Илзе Лиепа из образа Иды решила не выходить. На коктейле она блистала в наряде, достойном примы дягилевского балета,— золотом платье и головном уборе в стиле 30-х годов. Балерина поблагодарила всех, кто помог осуществить идею,— меценатов и спонсоров, «дорогого брата», Николая Цискаридзе, сценографа Павла Каплевича, художника по костюмам Екатерину Котову.

Гости по очереди выходили к микрофону. Господин Каплевич рассказал, что на первых репетициях Илзе была на костылях, потому что сломала ногу. «Неправда!» — засмеялась Илзе. «Истинная правда!» — парировал господин Каплевич. Тенор Владислав Пьявко, обнимая балерину, ошарашил публику заявлением: «Я сейчас стою рядом с сыном». Оказалось, речь шла о сценическом дебюте Илзе Лиепы в Большом театре. В пять лет она сыграла сына Чио-Чио-сан в одноименной опере.

Евгения Мельникова

Газета «Коммерсант»