Русские  сны о Японии

Гала-концерт звезд мирового балета, организованный Фондом Мариса Лиепы, был посвящен 30-летию выхода на экраны русско-японской картины Москва — любовь моя». В честь этого события в Россию приехала, не испугавшись терроризма, звезда японского кинематографа Комаки Курихара, исполнявшая главную роль в фильме. Госпожу Курихара многое связывает с русской культурой — она играла в постановках пьес Чехова, инсценировках Толстого, и свою речь перед зрителями она начала на русском языке почти без акцента, была искренне рада встрече с Татьяной Голиковой — своей партнершей по фильму. Неосуществленную мечту героини картины — исполнить партию «Жизели» на сцене Большого театра — в этом концерте удалось реализовать солистке «Токио-балет» Юкари Сайто в дуэте с одним из лучших классических танцовщиков Большого Андреем Уваровым. Все первое отделение концерта было так или иначе посвящено японской тематике. Вариацию Золотого Божка исполнил (не очень уверенно, но весьма старательно) юный Якимото Яусоми — будущее японского балета, как отрекомендовал его ведущий вечера Андрис Лиепа. Номер «Птица» в исполнении Марчеллы Солтан был призван напомнить об ужасах атомной бомбардировки Хиросимы.Но средства, избранные постановщиком Д.Арюпиным, были весьма странными и далекими от хореографии.

Лучшим номером второго отделения, как и следовало ожидать, оказался «Журавль» из «Снов о Японии» Алексея Ратманского. Дмитрий Гуданов, со времен премьеры значительно усовершенствовавший свое исполнение, продемонстрировал покоряющую пластическую свободу, выразительность нюансов и мастерство. В миниатюре «Мадам Баттерфляй», поставленной А.Степкиным на музыку великой оперы Пуччини, красавица Илзе Лиепа сначала демонстрировала красочный гофрированный костюм, а потом, шикарным жестом избавившись  от  него,  обнаружила   свои предпочтения жанру современной хореографии, а не жанру дефиле. Однако собственно повода для танца этот номер давал значительно меньше, чем, предположим, партия Графини в «Пиковой даме» Ролана Пети.

Фрагмент балета «Избранный» Морихиро Ивата, исполненный автором вместе с солистами Большого театра, и вовсе поверг в недоумение:   соединение   акробатики   с элементами восточных единоборств, так увлекательно смотрящиеся на экране в фильмах китайских и японских режиссеров, на сцене выглядело выступлением фольклорного ансамбля.

Во втором отделении устроители вечера ловко перекинули мостик от японской тематики к русской. Пианист Юрий Розум сыграл на разбитом рояле неконцертного качества несколько шопеновских хитов -»Экспромт-фантазию», «Вальс до-диез минор» и «Героический этюд». Затем Екатерина Шипулина и Виктор Дик исполнили один из самых красивых дуэтов Дмитрия Брянцева из балета «Призрачный бал» на музыку Шопена. Думаю, постановщик был бы рад увидеть, как его произведение перешло от исполнительницы другого поколения — Людмилы Шипулиной — к ее дочери, обладающей великолепными возможностями для придания брянцевской хореографии нового шарма — статью, красивыми длинными руками, исполнительским бесстрашием.

В па-де-де из балета «Корсар» Наталия Ледовская (Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) временно соединилась с Андреем Баталовым (Мариинский театр). В этом эффектом концерном номере каждый отлично выступил «за себя», срывая аплодисменты на диагональных жете, турах и фуэте, но в дуэтной части ощущалась нестанцованность пары, неизбежная в таких концертных союзах.

Адажио из балета «Раймонда», похоже, имело, в первую очередь, демонстрационный смысл: осторожно вернуть на сцену Николая Цискаридзе, вышедшего после серьезной травмы, и обозначить наличие нового дарования театра — Нелли Кобахидзе. Правда, и то, и другое носило очень условный характер — адажио, как известно, весьма декоративно, и танцы начинаются позже. Их-то мы и не увидели. Хотя пара смотрелась красиво.

Весьма порадовали публику Нина Капцова и Дмитрий Гуданов в «Па-де-де Чайковского» Баланчина. Веселый, стремительный, головокружительно сложный номер они исполнили, словно играючи, — на подъеме, сильно и отточенно. Это было первым настоящим триумфом вечера.

А вторым, завершающим и бесспорным -появление Галины Степаненко и Андрея Уварова в классическом па-де-де из «Лебединого озера». Несмотря на легкий послеотпускной недостаток формы партнер был почти безупречен, а Галина Степаненко — потрясающе уверенна, свободна и великолепна в каждом жесте. Когда же она начала крутить свое знаменитое фуэте, зал сошел с ума — и было от чего. Мало кому из балерин удается передать зрителю ощущение великолепия этого сложнейшего элемента па-де-де, дать публике всецело насладиться моментом без замирания сердца, а с восторгом и воодушевлением. Тут и случилось главное: «Москва — любовь…»

Наталия Колесова

Журнал «БАЛЕТ» 2004